Имена оперных. Великие певцы мира (сопрано). Мария Каллас — греческая и американская певица

Лучано Паваротти (Luciano Pavarotti)

(12. 10.1935г. — 6.09.2007г.). Родился и умер в городе Модена. Лучано Паваротти является одним из самых знаменитых итальянских теноров. Его считают одним из наиболее известных исполнителей нашего времени в области оперы и других музыкальных жанров. Его концерты очень часто транслируют по телевидению, он очень часто появляется в прессе. Паваротти является одним из «Трёх теноров» Паваротти, также он был награждён за благотворительную деятельность по сбору средств для Красного Креста и беженцев.

Карьера Лучано Паваротти начиналась с не особенно значимых выступлений. Он ездил с концертами по всей Европе. Но всё переменилось в тот момент, когда Джоан Сазерленд пригласила его для участия в совместных выступлениях в мировом турне. Уже к 1977 году Лучано стал всемирно известным оперным певцом, он прославился своей силой и необычайной лёгкостью верхнего регистра. «Верхнее До» было его визитной карточкой на протяжении всей карьеры.

Лучано Паваротти стал известен в поп-культуре после исполнения (на церемонии открытия FIFA 90 года в Италии) Nessun Dorma. Первый из концертов «Трёх теноров» прошёл перед последним матчем этого турнира. Он пел вместе со своими друзьями Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом. На пике своей карьеры Лучано Паваротти пел вместе с поп-звёздами. Но он на протяжении всей своей жизни поддерживал статус лучшего мастера в мире оперы.


Пласидо Доминго ()

Пласидо Доминго родился в Испании, но в восьмилетнем возрасте он вместе со своей семьёй переехал в Мексику. Он участвовал в музыкальной группе, под начальством Сезара Косты. В детстве он изучал дирижирование и закончил класс фортепиано.

Его дебют состоялся в мае 1959 года, он играл второстепенную роль в Teatro Degollado (Гвадалахара). Далее он принимал участие в операх «Риголето» и «Диалоги кармелиток». Первую главную роль Пласидо Доминго сыграл в театреМонтеррея. Он выступал в роли Альфреда. После этого он два с половиной года пел в израильской опере в Тель-Авиве.

В 1968 году у него состоялся ещё один дебют в Метрополитен Опере. Он исполнял партию Мориса в «Адриан Лекуврёр». После этого выступления, он стал ведущим солистом в театре.

Пласидо Доминго ездил на гастроли в Москву с Ла Скала. Выступал на гала-концерте по поводу открытия Оперы Бастиль в 1989 году. В репертуаре Доминго более ста партий, спетых на самых разных сценах мира.

Дебют Пласидо Доминго как режиссера, состоялся в сезоне 1973/1974 в Нью-Йорке. С его участием созданы фильмы «Травиата», «Кармен» и «Отелло». С 1991 года стал заниматься режиссерской деятельностью. Доминго получил множество званий и наград, среди которых: Орден почётного Легиона, Орден Изабеллы Католической, звание «Почётный певец» Гамбурга и др.


Хосе Каррерас (J osé Carreras)

Хосе Каррерас родился в испанском городе Барселона в 1946 году. Ещё с ранних лет он поражал окружающих своими музыкальными способностями. В эти годы он пребывал под впечатлением творчества Карузо. Первое его выступление происходило на испанской радиостанции, в то время ему было всего 8 лет. В 11 выступил с ролью рассказчика в опере El retablo de Maese Pedro, потом участвовал в ещё одной опере с второстепенной ролью.

Дебют Хосе Каррераса наступил в опере (роль Флавио в Норме), в которой главную роль исполняла всемирно известная Монсеррат Кабалье. Монсеррат Кабалье сразу заметила талант юного мальчика, и поспособствовала тому, чтобы ему дали главную роль первого плана.

Вновь спеть с Монсеррат Кабалье Каррерасу удалось только в 1972 году, во время его дебюта на лондонской сцене. В 28 лет на счету Каррераса было 24 главные роли первого плана. Но вскоре, в 1987 году, тогда, когда он находился на пике славы, ему был поставлен смертельный диагноз — острая лейкемия. Из-за этой болезни, карьера певца прервалась на целый год.

Он создал специальный фонд, который собирал пожертвования на исследования в области лечения лейкемии.

В 1990 году выступление «Трёх Теноров» открыло FIFA 90 года в Италии. Каррерас выступал и в жанре сарсуэлы. Участвовал в музыкальной оперной комедии West Side Story.


Дмитрий Хворостовский является заслуженным певцом РСФСР, и Народным артистом РФ. Любовь к музыке Дмитрий унаследовал от отца. Несмотря на то, что он был инженером-химиком, у него было огромное количество записей оперных певцов. В их доме никогда не смолкал звук музыки. Уже в детстве у Дмитрия были известные кумиры, среди которых – Эторе Бастианини (любимый баритон), Ф. Шаляпин, Т. Гоби, М. Каллас. Он очень любил слушать Карузо, И. Архипову и А. Нежданову.

Певческий талант у Дмитрия заметили сразу. Ещё с ранних лет он исполнял всевозможные арии и старинные романсы. С 1985 год-1990 год – Дмитрий Хворостовский был солистом Краснодарского театра оперы и балета.

В 1987 году Дмитрий стал лауреатом первой премии на Всесоюзном конкурсе имени М.И.Глинки. А в 1988 году получил Гран-при Международного конкурса певцов во Франции. В 1989 году стал победителем телевизионного конкурса Би-би-си – «Певец мира» в Великобритании. Получил первый титул – «Лучший голос». И в этом же году Хворостовский дебютировал в лондонском Wigmore Hall.


Аскар Абдразаков родился в Уфе в 1969 году. С 1991 года Аскар является солистом Тетра оперы и балета в Уфе. Он участвовал в постановках в Большом и Малом залах вздании Московской консерватории. Участвовал в фестивалях Ирины Архиповой, ездил с гастролями в зарубежные страны, среди которых Финляндия, Испания, Болгария, ЮАР, США, Великобритания, Германия и другие.

В 1995 году состоялся его дебют в Большом театре России. Он исполнял партии — «Дона Базилио» и «Хан Кончак». А в мае 1996 года принял участие в постановке оперы «Евгений Онегин» в Италии (Триест).

Аскар Абдразаков принимал участие во многих конкурсах и получил множество званий и титулов. Среди них — Народный артист Башкортостана, лауреат Всесоюзного конкурса М.И.Глинки, лауреат премии Международного конкурса Ф.Шаляпина, получил Гран-при Международного конкурса в Афинах в 1995 году, золотая медаль Международного конкурса в Претории в 1994 году, и др.

В репертуаре у Аскара множество оперных партий, среди которых — «Реквием» (Моцарт), «Севильский цирюльник» (Россини), «Риголетто» (Верди), «Аида» (Верди), «Дон Карлос» (Верди), «Месса Глория» (Пуччини), Реквием (Верди), «Фаворитка» (Доницетти) и многие другие.

Владимир Атлантов родился в Ленинграде в феврале 1939 года. Он родился в семействе певцов. Мать исполняла главные роли в Кировском театре. Ещё с самого детства он все дни проводил в театре. Именно с этого момента, его жизнь была посвящена театру. Уже в 6 лет он поступил в хоровое училище в Ленинграде. Там он научился играть на фортепиано, на скрипке и на виолончели.

Первого заметного успеха он добился ещё в 1862 году. Тогда он получил серебряную медаль на Всесоюзном конкурсе М.И.Глинки. В это время им заинтересовался Кировский театр. Именно с тех пор, как говорит сам певец он «жил в театре и театром». Через год, после зачисления в труппу, он занял в ней лидирующее положение.

В 1996 году в Малом зале Московского театра ему присудили первую премию и золотую медаль. В 1967 году он получил приз на Международном конкурсе оперных певцов в Софии. А потом, титул лауреата Международного конкурса вокалистов, который проходил в Монреале.

Он исполнял такие оперные роли, как Ленский, Альфред, Отелло, Герман, Садко, Хозе, Альваро, Донжуан, Дон Карлос, и многие другие. Одна из самых ярких и запоминающихся ролей, стала роль в Пуччини – «Тоска» в сезоне 1970/1971 годов. А в 90-х годах он с невероятным успехом выступил в Венской опере.


Марсело Альвареса называют «четвёртым тенором» наряду с Лучано Пуччини, Хосе Каррерасом и Пласидо Доминго. Марсело родился в 1962 году в Аргентине. И всегда считал, что между Италией и Аргентиной нет разницы. Активно развиваться его карьера стала только шестнадцать лет назад. В 1991 году, когда ему уже было 30 лет, у него было прекрасное перспективное будущее и своя мебельная фабрика…ему вдруг захотелось петь. Друзья и знакомые ему предлагали различные музыкальные жанры, но только после того, как жена привела его на оперу, он принял самое важное решение в своей жизни. И уже через три года, у него состоялся дебют в театре Ла Фениче (Венеция). И спустя некоторое время, у него было целых два контракта: с Ла Фениче (Венеция) и с Карло Феличе (Генуя). Чтобы добиться такого быстрого результата, как говорил сам Альварес, он работал «как сумасшедший».

Он исполнял яркие и запоминающиеся роли, такие как Эдгар, Дженнар, Тонио, Артур, Альфред, Фауст, Ромео, Вертер и Рудольф, и многие другие. Его дебют в «Тоске» и «Трубадуре» состоялся в 2006 году.

За время его карьерного роста он встречался с тенором-легендой – Джузеппе Ди Стефано. Именно благодаря его помощи он добился таких выдающихся результатов на мировом оперном поприще. Для своего дебюта он выбрал две оперы: оперу «Сомнамбула» и оперу «Травиата».

Зураб Анджапаридзе родился в 1928 году в Грузии. Большая часть его оперной деятельности связана, прежде всего, с Грузией. Он окончил Тбилисскую консерваторию. Во время его деятельности в Большом театре с 1959 года по 1970 год, его считали тенором «номер один». Он играл в таких спектаклях, как «Кармен», «Борис Годунов», «Аида», «Иоланта», «Травиата», «Риголетто» и другие. Он выступал со многими знаменитыми оперными певицами, как Ирина Архипова, Тамара Милашкина и Галина Вишневская.

В основном, Зураб Анджапаридзе исполнял классические итальянские и русские оперы. Самой значимой и запоминающейся ролью в московский период была роль Германа в постановке «Пиковая Дама».

В 1970 году Зураб Анджапаридзе ушёл со сцены. Оскорбительные намёки по поводу лишнего веса, который, якобы, мешает зрителям воспринимать тот лирический образ, который Зураб пытается донести до них. Несмотря на лишний вес, он был невероятно пластичным, и его лишние килограммы были мало кому заметны. В этот год театр потерял великолепного тенора.

Зураб Анджапаридзе очень много пел в опере своего родного города Тбилисси. Он участвовал в таких немаловажных национальных операх, как «Абесалом и Этери», «Миндия» и «Латавра».

Георгий Бакланов родился в 1881 году. Он окончил государственную Киевскую консерваторию. Его дебют на сцене состоялся в 1904 году в Киеве. Георгий считался главным солистом Большого театра с 1905 по 1909 годы. В 1909 году, Бакланов начал гастролировать по русским городам, выезжал в Западную Европу и Америку. А в 1915 году уехал жить за границу.

Георгий Андреевич является первым исполнителем следующих партий: Барона в опере «Скупой рыцарь», Ланчотто в опере «Франческе да Римини». С 1910 года участвовал в операх в КГ. А в 1911 году с блестящим успехом исполнил в Берлине партии Скарпиа и Риголетто. В этом же году, он исполнил партию Евгения Онегина в одном из театров Парижа..

В спектаклях, которые он играл в Монте-Карло, участвовали и такие знаменитые личности, как Карузо и Липковский. А в 1914 году принимал участие в мировой премьере в опере «Валенсианские мавры» (Понкьелли). В 1923 году исполнил партию в Берлине в опере «Царская Невеста».

Также, он исполнял партии Бориса Годунова, Нилаканты, Вотана («Валькирия»), Атанаэля («Таис»).

В 1930 году жил в Германии. А в 1933 году переехал в Швейцарию. В 1935 году выступил в Филадельфии (Америка) с ролью в опере Глюка «Ифигения в Авлиде».


Габриэль Бакьё родился в Безье в 1924 году. В 1950 – окончил Парижскую консерваторию. В этом же году поступил в оперную труппу под руководством Хозе Бекмана. Его дебют состоялся в Ницце, он участвовал в опере «Безумец». С 1953 по 1956 год являлся солистом театра Ла Монне в Брюсселе. А с 1956 года в Парижской Опера – комик.

Уже в 1960 году стал солистом Парижской оперы. Дебютировал в 1962 году на Глайндборском фестивале в опере «Свадьба Фигаро», исполняя роль Графа Альмавивы. Уже после он участвовал в самых значимых операх мирового театра. И, наконец, в 1964 году спел в Метрополитен Опера. После этого он 18 лет выходил на эту сцену, для исполнения ролей.

В 1994 году Габриэль Бакьё покинул сцену, но продолжал очень редко выступать и записывать произведения. Но большую часть времени он пел во французских операх, таких как «Манон», «Таис» (Жюль Массне), «Искатели жемчуга» (Жорж Бизе), «Сказки Гоффмана» (Жак Оффенбах), «Пеллеас и Мелизанда» (Клод Дебюсси). Также в списке его партий присутствуют и основные оперы Верди, Пуччини, Доницетти, Моцарта, Россини. В камерном перечне партий, имеются и песни Мориса Равеля, Франсиса Пуленка.

А в 1985 году Бакьё стал лауреатом первой в мире премии «Виктуар Де Ля Мюзик».

Александр Олимпиевич Бантышев

Александр Бантышев родился в городе Углич в 1804 году. Начиная с 1823 года, Александр служил в Москве в Опекунском совете. Он был простым хористом при церкви Николы Явленного, когда обратил на себя внимание Верстовского. И благодаря ему, Бантышева приняли в труппу Большого театра. Там он выступал с огромным успехом в течение 25 лет.

Благодаря помощи Алябьева, Александр Олимпиевич дебютировал в 1827 году на московской сцене Большого театра. А в 1828 году выступил с партией Гикши. Александр самый первый исполнил партию Торопки из оперы «Аскольдова могила». Все критики признали эту роль самой лучшей и удачной из всех ролей, которые исполнял Бантышев.

Александр Бантышев не получил специального музыкального образования, но не смотря на это, он стал известным человеком в определённых кругах. Он брал уроки вокального пения у Булахова и Варламова. А в 1857 году произошло последнее выступление в Москве, в партии Торопки.

С 1853 и по 1857 годы он вёл режиссёрскую деятельность в разных городах России. Также, он давал бесплатные уроки пения. Одним из известных его учеников стал Агренев-Славянский. У него была жена, но после себя, наследников он не оставил. Скончался Бантышев в Москве в 1860 году.

Антон Иванович родился в Чехии в 1856 году. Начинал карьеру певца в Пражской опере. Дебют Барцала в Московском театре состоялся в 1874 году, он исполнял роль Фауста. Он является главным режиссером Большого театра с 1882 года.

В репертуаре Антона Ивановича более 100 партий. Некоторые из них – это роль Собинина, Шуйского, Радамеса, Берендея и другие. Он является самым первым певцом, кто исполнил на сцене партию Ричарда в опере «Бал-маскарад». В 1870 году по предложению Голицына, Барцал ездил с гастролями с его хором по всем городам России.

В 1894 году состоялся его бенефис, на котором он впервые на русской сцене поставил оперу «Зигфрид» и «Тангейзер». В ней он играл роль Миме. Поставил на сцене в Большом театре более 50 опер.

Уже в 1898 году преподавал в Московской консерватории. А в 1921 году навсегда покинул Россию, и переехал в Германию. Награждён званием – Заслуженный артист Императорских театров. Также, Барцал вёл концертную деятельность, и неоднократно исполнял партии в ораториях Моцарта, Гендельсона, Баха, Мендельсона, Верди, Бетховена и многих других.

Среди учеников Антона Барцала есть такие известные личности, как Василий Петров, Павел Румянцев и А. Альтшуллер.

Андреа Бочелли родился в сентябре 1958 года в Италии. Ещё в детстве он испытывал проблемы со зрением, а уже в 12 лет окончательно ослеп. В юношеские годы он выиграл некоторые вокальные конкурсы, а также был солистом в школьном хоре. После школы он пошёл учиться в университет в Пизе на юридический факультет. Андреа Бочелли был сильно увлечён оперной музыкой, и поставил для себя цель в жизни – стать великим тенором. Молодого Андреа Бочелли, берёт в ученики знаменитый Франко Корелли. Всё это произошло в Турине. В этот момент он поставил крест на карьере юриста.

В дневное время он серьёзно занимался вокалом, а с наступлением ночи – пел в ресторанах и барах, и тем самым зарабатывал себе на жизнь.

Он был награждён званием Великого офицера и орденом «За великие заслуги перед отечеством». А также, был награждён на голливудской «Аллее славы» звездой за вклад в оперное театральное искусство.

Несмотря на его популярность, многие критики не очень довольны ценами билетов на его выступления. Один из них спросил себя: «Почему я должен платить 500 долларов за билет на концерт?» А ведь действительно, это дороже цены на «Битлз» , когда они высадились на Манхеттен. И дороже, чем зарабатывал настоящий гений Владимир Горовиц за концерт 15-20 лет назад.

Рамон Варгас родился в 1960 году в Мексике. Дебют в Европе состоялся в 1987 году, тогда он исполнял партию Джельсомино в опере Россини – «Путешествие в Реймс». Рамон стал известен благодаря своему бельканто в операх Верди, Доницетти, Россини и других. Он выступал в Риме, в Ла Скала, в Ковент Гардене. В записях также имеются Герцог, «Дон Жуан» (Дон Оттавио), Тамино и другие. Великолепно спел партию Альмавивы на фестивале «Арена ди Верона» в 1996 году.

Когда ему было пять лет, он пел в церковном хоре в Мексике. Учителем пения, тогда ещё ребёнка, был Антонио Лопес. Вскоре он получил педагогическое образование. Но, несмотря на это, он всё же посвятил себя музыке. И уже в 1982 году стал победителем Национального конкурса вокалистов. В этом же году, он дебютировал в опере «Аптекарь». В 1986 году в Милане Рамон выиграл ещё один конкурс – «Конкурс теноров» Энрико Карузо. После этого он стал выступать в Венской государственной опере. А с 1988 по 1990 годы – он был солистом Люцернской оперы.

В 1992 году Варгас первый раз вышел на сцену Метрополитен-опера, и тем самым, заменил Лучано Паваротти. В день столетия со дня смерти Джузеппе Верди, Рамон выступил с оперой «Реквием» в Милане 27 января 2001 года.

Александр Ведёрников родился в 1927 году в СССР. В 1955 году закончил Московскую консерваторию. В 1956 году стал лауреатом первой премии конкурса вокалистов имени Шумана в Берлине. С 1955 года и по 1958 год – был солистом Мариинского театра.

Дебют Александра Ведёрникова состоялся в 1957 году на сцене Большого театра. А с 1958 года был солистом в нём. В 1961 году прошёл стажировку в Италии в театре Ла Скала (Милан). Самыми удачными партиями, исполненными Ведёрниковым, считаются: князь Юрий Всеволодович, Борис, Пимен, Варлаам, Кончак, Мельник, Галицкий, Сусанин, Досифей, Султан. А также: Кутузов «Война и мир», Даланд «летучий голландец», Рамфис «Аида», Филипп Второй «Дон Карлос», Дон Базилио «Севильский цирюльник».

Также, получил государственную премию СССР за концертные программы в 1967-1969 годах. И первую премию Всесоюзного конкурса на исполнение произведений советских композиторов.

С 1954 года гастролировал за рубежом. Он побывал в таких странах, как Ирак, Франция, Австрия, Финляндия, Англия, ГДР, Швеция, Канада, Италия, и во многих других.

Исполнения Ведёрникова всегда отличались особой музыкальность, тонким проникновением в образ и стиль оперных произведений.

Людвиг Вебер родился в Вене в 1899 году. Музыкальное образование получил в Вене. Там же и состоялся его дебют 1920 года в Венской опере. В течение 2-3 лет он исполнял там незначительные партии.

Успех настиг его после выступления в 1931 году в Мюнхене на Вагнеровском фестивале. После этого, в 1933 году его пригласили в Мюнхен, на выступления в Баварскую государственную оперу. После этого начались гастроли за границей.

С 1936 года, в течение нескольких лет, он выступал в Лондоне в Королевском театре Ковент-Гаден. А с 1945года и по 1965 год пел в Венской государственной опере. Он выступал на всех крупных европейских сценах, а также в Буэнос-Айресе в театре Колон.

С 1961 года он работал профессором в Зальцбурге в консерватории «Моцартеум». С 1951 года по 1962 год – участвовал в Байройтском фестивале(Bayreuther Festspiele). В 1951 году на этом фестивале он исполнил партию Гурнеманца «Парсифаль».

Голос Людвига Вебера считают одним из лучших басов в двадцатом веке. Он участвовал в таких операх, как «Гибель богов», «Тристан и Изольда», «Волшебная флейта», «Кавалер розы», «Борис Годунов», «Парсифаль», «Золото Рейна».

Бьёрлинг родился в Швеции в 1911 году. Он считается одним из крупнейших оперных певцов двадцатого века. Первым учителем Юсси Бьёрлинга был его отец – Давид Бьёрлинг. С ним и двумя братьями он участвовал в семейном квартете. С 1928 года по 1930 год – Юсси учился в Стокгольмской консерватории. После этого (с 1930 по 1933 годы) являлся солистом Шведской королевской оперы в Стокгольме.

Уже в 1931 году, после его выступления в Копенгагене, имя Бьёрлинга становиться известным и за границей Швеции. А уже в 1936 году он отправляется в турне по Чехословакии, Австрии, Германии и Венгрии. И в 1938 году в первый раз выступает на сцене Метрополитен-опера. Там он пел, начиная с 1940-х годов.

Получил шведское звание – «Придворный певец». В 1960 году он получает «Гремми». В 1957 году у певца начались проблемы с сердцем. Но, несмотря на это, он не прекратил выступления, и записал в 1960 году оперу Верди – «Реквием». В марте 1960 года с ним случился сердечный приступ во время представления в Лондоне «Богемы». Через несколько месяцев он умирает. Анна-Лиза (жена Бьёрлинга) также была оперной певицей.

Юсси Бьёрлинг участвовал во многих итальянских операх, таких как «Риголетто», «Травиата», «Севильский цирюльник», «Аида», «Вильгельм Телль», «Трубадур», «Тоска».

Мануэль Гарсиа родился в Мадриде в марте 1805 года. Вокальный педагог и доктор медицинских наук. Он является сыном Гарсиа – старшего, а также – приходится братом Полины Виардо.

Его дебют состоялся в опере «Севильский цирюльник» в Нью-Йорке в 1825 году. С 1825 по 1827 года – он гастролировал с отцом по городам США. А в 1828 году – в Мехико. Именно в вокальной школе отца он начал свою педагогическую деятельность. Педагогом он был с 1829 года. А с 1842 и по 1850 года – Мануэль Гарсиа преподавал в Парижской консерватории. В 1848 по 1895 год – преподавал в Королевском музее академии в Лондоне.

Также Мануэль Гарсиа внёс немалый вклад в развитие вокальной педагогики. Он написал некоторые инструкции для учителей, например, «Записки о человеческом голосе», эта работа была одобрена Академией наук во Франции. А также написал – «Полное руководство по искусству пения». Эта работа была переведена на многие языки. Но, также, он внёс большой вклад в изучениефизиологии человеческого голоса. В 1855 году он изобрёл ларингоскоп. За это изобретение его удостоили степени доктора медицины университета в Кенигсберге.

У него было много учеников, среди них наиболее известны: М.Маркези, К.Эверарди, Е.Линд, Г. Ниссен-Саломан, Э. Фреццолини.

Тито Гобби родился в Италии (Бассано дель Граппа) в 1913 году. Его учителем был тенор Джулио Крими. Уже в 1936 году он выиграл Международный конкурс вокалистов, которые происходил в Вене, и получил свою первую премию. Его дебют состоялся в 1937 году в Риме в театре «Адриано», он исполнял партию Жоржа Жермона. Начиная с 1942 года, Тито Гобби выступал в театре Ла Скала. Там его дебют состоялся в партии Белькоре в опере «Любовный напиток». В этом же сезоне Тито исполнял партию Воццека. В Ковент-Гардене он пел с 1950 года и по 1974 год.

Первое выступление в США (Сан-Франциско) было в 1948 году. Уже с 1956 года он пел в Метрополитен-опера. Дебютировал с партией Скарпиа.

Вскоре, в 1951 году он ездил с гастролями с Джильи по Южной Америке. Тито Гобби пел на многих фестивалях, среди которых: Зальцбургский фестиваль, фестиваль «Арена ди Верона». В 1970 году был членом жюри Международного конкурса, проходившего в Москве.

Тито Гобби является одним из величайших баритонов двадцатого века. В его репертуаре числится более 100 партий. Известен, благодаря своему бельканто. Его лучшие роли – Яго, Фальстаф, Фигаро, Симон Боккангера, Риголетто, Амонасро, Скарпиа, Вильгельм Телль, Тонио.

Известные оперные певцы мира - это основа всего классического вокального искусства. Успешное исполнение арий зависит от уровня мастерства, которое формируется годами. Как правило, известные оперные певцы начинали заниматься музыкой в детские годы, проходили обучение в школе музыкальной, а затем в консерватории. Особо одаренные отправлялись на стажировку в "Ла Скала" - Миланский Оперный театр, который является своеобразной "меккой" вокального искусства. На легендарной сцене исполнялись произведения великих композиторов, таких как Доницетти, Джузеппе Верди, Беллини, Джакомо Пуччини. Самые известные оперные певцы исполняли на сцене "Ла Скала" арии из "Мадам Баттерфляй", "Турандот" и других шедевров оперного искусства. Миланский театр был основан в 1778 году и с тех пор является великолепной школой для начинающих исполнителей.

Признание публики

Свой вклад в мировую культуру известные оперные певцывносят, выступая на самых престижных сценах при переполненных залах. Оперное искусство с каждым днем становится все более популярным, интерес к нему растет во всем мире. Публика старается не пропустить ни одного спектакля, в котором участвуют известные оперные певцы и певицы. А после представления благодарные зрители преподносят исполнителям букеты цветов, тем самым выражая свое восхищение.

Популярность артиста открывает ему двери в самые престижные театры мира, такие как Метрополитен-опера в Нью-Йорке, Венский оперный театр или Большой театр в Москве. Контракты при этом заключаются обычно на несколько сезонов сразу.

Спектакли с участием признанных исполнителей нередко расписаны на год вперед, зрители могут ознакомиться с репертуаром заранее, в январе приобрести билет на представление, которое запланировано, к примеру, на август и, таким образом, встретиться с полюбившимся певцом или певицей. Знатоки оперного искусства знают все мировые шедевры наперечет и могут выбирать исполнителя на свой вкус.

Самые известные оперные певцы мира

Талантливые исполнители, признанные мастера вокала, составляют опеределенную творческую группу. Известные оперные певцы - это, прежде всего, солисты, несущие высокое искусство в массы.Витруозное исполнение арий является их "визитной карточкой", публика ходит на Пласидо Доминго, Марию Биешу или Дмитрия Хворостовского.

Бывают случаи, когда высокое искусство сводит вместе талантливых исполнителей из категории "знаменитые оперные певцы". Так было, когда образовалось великолепное трио - Паваротти Лучано, Хосе Каррерас и Пласидо Доминго. Самые непревзойденные, знаменитые оперные певцы, три тенора, стали выступать вместе, чем произвели настоящий фуррор в мире музыки. Публика с восторгом и благодарностью приняла совместное творчество мэтров.

Лучано Паваротти

Оперный происхождения, обладающий лирическим тенором, являлся одним из самых знаменитых исполнителей 20-го века. Благодаря вокальному мастерству, необычайной легкости звукоизвлечения, жизнерадостному характеру Паваротти стал звездой сцены в возрасте 24 лет. Популярности способствовали частое появление в телевизионных программах, а также публикации в прессе.

Лучано был одним из немногих оперных певцов, которые участвовали в мероприятиях, посвященных поп-музыке. Он с удовольствием пел шансон, шлягеры модных композиторов - и все это в сопровождении шутливых реприз и юморесок. У Паваротти было много друзей в мире рок-музыки, он неоднократно проводил совместные концерты, которые назывались "Паваротти и друзья". Однако при этом певец неизменно оставался в своем основном статусе - академического исполнителя.

Лучано Паваротти активно занимался благотворительной деятельностью и даже был неоднократно отмечен наградами итальянского правительства за участие в проектах по сбору средств для политических беженцев и организации "Красный Крест". Певец за более чем сорокалетнюю карьеру успел сделать много в оперном искусстве, его имя навечно вписано в Золотой фонд мировой культуры.

Хосе Каррерас

Каррерас Хосе, оперный певец испанского происхождения (тенор), родился в 1946 году в Барселоне. Обладает уникальным тембром голоса. Широко известны его интерпретации произведений Джакомо Пуччини и Джузеппе Верди. В 1972 году впервые выступил на американской сцене в опере Пуччини "Чио-Чио-сан", в роли главного героя, лейтенанта Пинкертона.

Спустя два года Каррерас сыграл роль герцога Мантуанского в опере Джузеппе Верди "Риголетто".

К 28 годам певец исполнил более двух десятков ролей оперного классического репертуара. А в 1987 году Хосе Каррераса настигла страшная беда: врачи диагностировали у него рак крови. Острая лейкемия прервала карьеру певца более чем на год. В конце концов болезнь отступила, а Каррерас организовал фонд для содействия исследованиям в области лечебных методик против рака.

После выздоровления Хосе отправился в Москву, где принял участие в благотворительном концерте, посвященном землетрясению в Армении, совместно с Монсеррат Кабалье. Впоследствии тенор не раз приезжал в Россию с гастролями. Закончил Хосе Каррерас свои выступления на оперной сцене в 2009 году.

Пласидо Доминго

Знаменитый лирико-драматический тенор, оперный певец испанского происхождения. Родился в 1941 году. Является дирижером-постановщиком в Опере Лос-Анджелеса и Вашингтонской опере. Входит в тройку самых известных теноров мира, вместе с Хосе Каррерасом и Лучано Павароттти.

За свою более чем полувековую карьеру Пласидо Доминго исполнил 140 оперных партий, что определяет его безусловное первенство. Кроме того, певец часто участвует в представлениях, находясь за дирижерским пультом. Записано более 100 оперных спектаклей с его участием, где Доминго выступает солистом, а также поет дуэтом. 21 раз великий тенор открывал сезон в Метрополитен-опера, опередив в этом самого Энрике Карузо.

Исполнители с мировой известностью

Расцвет оперного искусства пришелся на 20-й век. Все наиболее значительные произведения был исполнены в 30-х годах прошлого столетия. Практически все популярные оперные певцы мира участвовали в музыкальных спектаклях 20-го столетия. Их успешность определялась публичным признанием. Однако во второй половине 19-го века также были известные оперные певцы. Многие из них прожили долгую, плодотворную жизнь.

Исполнители классической музыки 19-го века

В списке фамилии известных оперных певцов позапрошлого века:

  • Ирена Абендрот (1872-1932), сопрано. Выступала в Венской опере.
  • Паскуале Амато (1878-1942), баритон. Выступал в Миланской опере "Ла Скала" и нью-йоркском театре Метрополитен-опера.
  • Карел Буриан (1870-1924), тенор. Выступал в Венской опере.
  • Эудженио Бурцио (1872-1922), сопрано. Являлась солисткой "Ла Скала".
  • Давыдов Александр (1872-1944), русский тенор. Выступал во многих оперных театрах.
  • Мария Долина (1868-1919), контральто. Солистка Мариинского театра.

Исполнители 20-го века

В следующем списке фамилии известных оперных певцов 20-го века:

  • Елизавета Шумская (1905-1987), сопрано. Большой театр, Москва.
  • Готлоб Фрик (1906-1994), бас. Дрезденская опера, Ковент-Гарден.
  • Татьяна Троянос (1938-1993), меццо-сопрано. Метрополитен-опера.
  • (1920-2003), бас. Большой театр.
  • Джесси Норман, род. 1945 г., сопрано. "Ла Скала".
  • Хосе Каррерас, род. 1946 г., тенор. Все мировые оперные театры.
  • Мария Каллас (1923-1977), сопрано. Метрополитен-опера.
  • Монсеррат Кабалье, род. 1933 г., сопрано. Ковент-Гарден.
  • Марио дель Монако (1915-1982), тенор. Мировые оперные театры.

Известные русские оперные певцы

На протяжении 20-го века в России сменилось несколько поколений талантливых исполнителей.

Сегодня известные оперные певцы России составляют значительную часть Золотого фонда русской музыкальной культуры.

Легендарный бас России

Шаляпин Федор Иванович (1873-1938) - русский оперный певец, обладавший необыкновенно сильным басом, солист Большого театра в Москве и нью-йоркского театра Метрополитен-опера. Народный артист, являлся художественным руководителем Мариинского театра в Ленинграде. Всесторонне одаренный, он занимался графикой, скульптурой и живописью. Оказал огромное влияние на развитие мирового оперного искусства.

Сопрано

Вишневская Галина Павловна (1926-2012) - оперная певица России, обладающая сопрано уникальной чистоты, актриса, театральный режиссер и педагог. Награждена орденом "За заслуги перед Отечеством". Всю свою долгую жизнь занималась плодотворной деятельностью, с 2006 года являлась председателем жюри Международных конкурсов оперных артистов. Тогда же Галина Вишневская сыграла в фильме Сокурова "Александра", проявив себя как талантливая драматическая актриса.

Казарновская Любовь Юрьевна родилась в 1956 году. Оперная певица России, сопрано. Окончила Московскую консерваторию и Институт Гнесиных. Профессор, Дебютировала в роли Татьяны Лариной в "Евгении Онегине" Петра Ильича Чайковского. Исполняла ведущие партии в "Паяцах", "Иоланте", "Богеме" и многих других операх. Была солисткой Мариинского театра с 1986 по 1989 г.

Нетребко Анна Юрьевна - оперная певица России, сопрано. В 1993 году была приглашена на работу главным дирижером Мариинского театра. В 2002 году Анна Нетребко впервые выступила в Нью-Йорке на сцене театра Метрополитен-опера. В настоящее время Нетребко выступает в спектаклях ведущих оперных театров Европы и США.

Меццо-сопрано

Елена Васильевна Образцова родилась в 1939 году. Обладательница голоса меццо-сопрано, оперная певица Российской Федерации. Народная артистка Советского Союза, педагог по вокалу. Лауреат Ленинской премии 1976 года. В 1990 году удостоена звания Герой Соцтруда. Годом ранее, во время гастрольной поездки по городам Америки, певица произвела фуррор, выступив в роли Марины Мнишек в опере "Борис Годунов", после чего стала звездой оперной сцены.

(1939-2010) - оперная певица, обладательница голоса меццо-сопрано, актриса и педагог, Народная артистка Советского Союза, Герой Соцтруда, Луареат Ленинской премии. Мировую известность Ирина Архипова получила за блестящую интерпретацию партии Кармен благодаря своему дару сценического перевоплощения. С 1956 по 1988 год была солисткой Большого театра.

Знаменитые теноры первой половины 20-го века

Иван Козловский (1900-1993) - оперный певец, обладающий лирическим тенором, режиссер-постановщик. Герой Соцтруда, Лучшие работы: герцог в опере "Риголетто", индийский гость в опере "Садко", Ленский в "Евгении Онегине", юродивый в опере "Борис Годунов" (эта роль считается лучшей ролью Ивана Семеновича).

Сергей Лемешев (1902-1977) - русский оперный певец, обладающий лирическим тенором. Лауреат премии имени Сталина, Народный артист Советского Союза, режиссер и педагог. С 1931 года солист Большого театра. Исполнил арию графа Альмавива в опере "Севильский цирюльник", герцога в "Риголетто", звездочета в "Золотом петушке", индийского гостя в "Садко". В 1951 году Сергей Лемешев выступил в качестве режиссера оперы "Травиата" в Ленинградском оперном театре. Затем, в 1957 году, Лемешев стал режиссером-постановщиком оперного спектакля "Вертер" Массне и исполнил в нем главную роль.

Сибирский самородок

Хворостовский Дмитрий Александрович - оперный певец, баритон. Родился в 1962 году в Красноярске. Является Народным Участвует в многочисленных музыкальных проектах по всему миру, среди которых опера "Дон-Жуан", поставленная в Женеве, и спектакль "Любовный напиток" Доницетти - в Метрополитен-опера.

Дмитрий Хворостовский не останавливается на достигнутом в области оперного искусства, он активно сотрудничает с композиторами, которые пишут музыку современности, вальсы, патриотические песни, лирические произведения. У певца есть цикл песен военных лет, которые были созданы в разное время. Среди них "Дымилась роща под горою" (композитор В. Баснер, слова М. Матусовского), "Эх, дороги!" (музыка А. Новикова, стихи "Темная ночь" (музыка Н. Богословского, стихи В. Агатова), "Русское поле" (музыка Я. Френкеля, слова И. Гофф) и многие другие.

Вокальное мастерство сегодня

Известные оперные певцы России - это желанные гости на праздниках искусства. За многолетнюю историю оперы в российском государстве уже сменилось несколько поколений талантливых исполнителей. Нынешнее поколение продолжает радовать публику. Оперное искусство по-прежнему востребовано во всем мире.


05. Леонид Витальевич Собинов (1872 - 1934)


06. Поручик Л. В. Собинов, 1916 год


07. Л. В. Собинов в опере «Русалка», 1900-е


08. Аделаида Юлиановна Больская (1863 - 1930) - русская оперная певица (лирическое сопрано) и вокальный педагог.


09. Александр Михайлович Давыдов (настоящее имя Израиль Моисеевич Левенсон; 1872 - 1944) - известный оперный и камерный певец (лирико-драматический тенор), популярный исполнитель романсов


10. Давыдов Александр Михайлович в роли Германа


11. Александр Михайлович Додонов (1837 - 1914) - академический певец, тенор


12. Андрей Маркович Лабинский (1872 - 1941) - русский и советский оперный и камерный певец, лирико-драматический тенор.


13. Андрей Маркович Лабинский (1872 - 1941) в опере Лакмэ


14. Андрей Маркович Лабинский (1872 - 1941). Фауст 1910-е


15. Анна Александровна Бичурина (1853 - 1888) - русская оперная певица (контральто)


16. Анна Мария Даниловна Каменская (1854 -1925) - российская оперная певица и камерная певица (меццо-сопрано), солистка Его Величества 1878


17. Анна Мартыновна Познякова (урожденная Лихова, 1872-1940) - русская оперная певица (лирико-драматического сопрано) и педагог


18. Антон Петрович Боначич (1878 - 1933) - российский, советский оперный певец (бас-баритон, позже - драматический тенор), композитор и вокальный педагог


19. Антон Петрович Боначич (1878 - 1933)


20. Антонина Ивановна Абаринова (1842 - 1901) - российская оперная певица (контральто, впоследствии меццо-сопрано) и драматическая актриса


21. Арнольд Григорьевич Азрикан (1906-1976) - советский оперный певец (драматический тенор) и режиссёр-постановщик.


22. Богомир Богомирович Корсов (настоящее имя и фамилия Готфрид Геринг, также использовал псевдоним Готфрид Готфридович Корсов; 1845 - 1920) - русский оперный певец (баритон)
Художник Александр Павлович Брюллов (1798 - 1877)


23. Вера Николаевна Петрова-Званцева (1875 - 1944) - оперная певица (меццо-сопрано) и педагог.


24. Владимир Иванович Касторский (1870-1948) - российский и советский оперный артист (бас), камерный певец.
Владимир Иванович Касторский в роли Мельника в опере «Русалка» А. Даргомыжского


25. Георгий Андреевич Бакланов (имя при рождении ― Альфонс-Георг Бакис, латыш; 1880 ― 1938) ― русский оперный певец (баритон) латвийского происхождения.


26. Георгий Андреевич Бакланов (1880 ― 1938)


27. Дмитрий Алексеевич Смирнов (1882 - 1944) - русский оперный певец, лирико-драматический тенор


28. Дмитрий Алексеевич Смирнов (1882 - 1944)


29. Евгения Мравина (настоящее имя Евгения Константиновна Мравинская; 1864 - 1914) - русская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), солистка Мариинского театра


30. Екатерина Георгиевна Ковелькова (1876-1963) - русская и советская оперная певица (контральто и меццо-сопрано).


31. Екатерина Дмитриевна Воронец-Монтвид (урожд. Монтвид) Екатерина Дмитриевна, 1883, Харьков - 1955, Германия (в нек-рых источ. Ленинград) - арт. оперы (лирико-драм. сопрано) и концертная певица


32. Елена (Августа) Константиновна Верни (1855 - ?) - оперная певица (сопрано).


33. Иван Васильевич Ершов (1867 - 1943) - российский советский оперный певец (драматический тенор)


34. Иван Яковлевич Горди (настоящая фамилия Гордиевский; 1853 - после 1925) - русский оперный певец (бас)


35. Исаак Ефимович Голянд (Изо Голянд, нем. Iso Golland; 1900 - 1978) - российский оперный певец, театральный актер


36. Константин Терентьевич Серебряков (1852 - 1919) - русский оперный певец (бас), Заслуженный артист Императорских театров
Серебряков в роли Гремина («Евгений Онегин» П. Чайковского)


37. Ксения Георгиевна Держинская (1889-1951) - русская советская оперная певица (сопрано). Народная артистка СССР.
На открытке Держинская изображена в роли Елизаветы из оперы «Дон-Карлос» (Верди)


38. Лев (Леон) Иванович Леонов (настоящая фамилия Шарпантье), (1813 - около 1872) - русский оперный певец (тенор) и педагог. Сын пианиста и композитора Джона Филда и французской оперной певицы Шарпантье.


39. Леонида Николаевна Балановская (в замужестве - Экскузович; 1883 - 1960) - русская советская оперная певица (сопрано)


40. Марта Ивановна Закревская (1885-1950) в роли Катарины Арагонской ("Генрих VIII" К. Сен-Санса)


41. Максимилиан Карлович Максаков (настоящие имя и фамилия - Макс Шварц; 1869 - 1936) - австрийский и российский оперный певец (баритон), режиссёр, антрепренер и педагог.


42. Митрофан Михайлович Чупрынников (1866 - 1918) - российский оперный певец (лирический тенор) в роли чёрта в опере Н. А. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством»


43. Михаил Васильевич Бочаров (1872 - 1936) - русский и советский оперный певец (бас-баритон), педагог вокала.


44. Михаил Васильевич Бочаров (1872 - 1936) в роли Эскамильо ("Кармен" Бизе)


45. Михаил Дмитриевич Васильев (по сцене Васильев 3-й; 1850 - 1897) - русский оперный певец (драматический тенор) 1880-е


46. Михаил Иванович Сариотти (1839 - 1878) - российский оперный певец (бас).
Михаил Иванович в роли Владимира Красное Солнышко в опере Александра Серова "Рогнеда". 1865 Мариинский т-р.


47. Михаил Николаевич Каракаш (1887, хутор Каракаш, Таврическая губерния (ныне село Широкое Симферопольский район Крыма) - 1937, Бухарест) - российский оперный певец (лирико-драматический баритон), вокальный педагог, режиссёр.


48. Михаил Николаевич Каракаш (1887 - 1937)


49. Надежда Михайловна Ланская (даты рождения и смерти неизвестны) - российская оперная и камерная певица (меццо-сопрано).
Н. М. Ланская в партии Домны Сабуровой («Царская невеста»). 1908


50. Назарий Григорьевич Райский (настоящая фамилия Капитонов, 1876-1958) - русский артист оперы (лирико-драматический тенор), концертный певец, вокальный педагог, искусствовед.


51. Наталия Степановна Ермоленко-Южина (урождённая Плуговская; сценический псевдоним Ермоленко; по мужу Южина; 1881, Киев - 1937, Париж) - оперная певица (драматическое сопрано).


52. Николай Артемьевич Шевелев (сцен. псевд.; наст. фам. Шевелюхин) - арт. оперы (лирико-драм. баритон), камерный певец и педагог.


61. Славина Мария Александровна (в замужестве баронесса Медем; 1858, Санкт-Петербург - 1951, Париж) - русская оперная певица и педагог, меццо-сопрано.
Мария Александровна в роли Кармен. Санкт-Петербург


62. Софья Ивановна Друзякина (1880, Киев - 1953, Mосква) - выдающаяся оперная и камерная певица, профессор Московской консерватории.


63. Софья Николаевна Гладкая (по мужу Кедрова; 1875-1965) - артистка оперы (лирическое сопрано), драмы, камерная певица и музыкальный педагог.


64. Гуальтьер Антонович Боссе (1877 - 1953) - русский и советский оперный певец (бас), солист Мариинского театра. В роли дона Базилио в опере «Севильский цирюльник» Дж. Россини


65. Софья Филипповна Шоберлехнер (урождённая Даль-Окка; 1807-1863) - российско-итальянская оперная певица.
Художник Йозеф Крихубер (1800 - 1876), Австрия


Всем известное выражение героя великого произведения Достоевского «красота спасет мир» можно с полной уверенностью отнести и к лучшим оперным певицам современности. Это как раз тот случай, когда внешняя красота помноженная на талант дает великолепные результаты. А мы можем наслаждаться не только магическим голосом, но и прекрасной внешностью, вопреки всем предубеждениям о том, что красивая женщина не может быть талантливой.

Оперные певицы

Анна Нетребко – российская оперная певица (сопрано)

Родилась Анна в в семье инженера и геолога. В детстве была солисткой ансамбля «Кубанская пионерия». После школы Анна поступила в Ленинградскую консерваторию имени Римского-Корсакова, класс профессора Тамары Новиченко.

В 1988 году будущая звезда оперы приняла участие в первом кубанском конкурсе красоты и стала «Вице-мисс Кубань».

Сейчас Анна Нетребко продолжает радовать поклонников своим великолепным голосом, выступая на лучших оперных сценах мира.

Галина Вишневская (Иванова) — советская и российская оперная певица (сопрано), народная артистка СССР

Ее называли Королевой оперной сцены. На протяжении долгих лет блистала на оперных сценах лучших театров мира. Величайшие композиторы писали для нее музыку, поэты посвящали ей стихи.

Женский голос как ветер несется,
Черным кажется, влажным, ночным,
И чего на лету ни коснется -
Все становится сразу иным.
Заливает алмазным сияньем,
Где-то что-то на миг серебрит
И загадочным одеяньем
Небывалых шелков шелестит.
И такая могучая сила
Зачарованный голос влечет,
Будто там впереди не могила,
А таинственный лестницы взлет.
«Слушая пение» Анна Ахматова

Мария Каллас — греческая и американская певица

Одна из самых величайших и известных оперных певиц двадцатого века. Ей рукоплескали лучшие залы мира. Слушая, как поет Мария Каллас, невозможно оставаться равнодушным. Женщина с уникальным голосом и трагической судьбой.

Бэла Руденко — выдающаяся советская, украинская оперная певица (колоратурное сопрано), педагог

Народная артистка СССР, с 1977 года преподаёт в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

Бэла Андреевна обладательница божественного голоса, который слушаешь с замиранием сердца, восхищаясь его высотами.

Анджела Георгиурумынская оперная певица (сопрано)

Анджела одна из самых известных оперных певиц нашего времени. Эта талантливая певица славится не только своей красотой и великолепным голосом, но и своенравным характером.

Динара Алиева азербайджанская оперная певица (сопрано), солистка Большого театра

Динара родилась в Баку (Азербайджан). В 2004 г. окончила Бакинскую академию музыки. Певица обладает красивым и сильным голосом.

Инва Мула — албанская оперная певица, обладательница лирического сопрано

Магдалена Коженачешская певица, обладательница восхитительного меццо-сопрано

Родилась в Брно, училась в Консерватории Брно, а затем в Колледже исполнительских искусств Братиславы. Магдалена получила несколько премий и наград в Чехии и других странах, стала лауреатом VI Международного конкурса им. В. А. Моцарта в Зальцбурге.

Натали Дессейфранцузская оперная певица, обладательница высокого колоратурного сопрано

Натали берет ля третьей октавы. Дессей исполняет роли в операх Моцарта, Беллини, Верди, Штрауса и др.

Рене Флеминг — американская оперная певица

Рене является одной из ведущих мировых оперных певиц современности, обладательницей лирического сопрано. Любителям кинематографа известна, как исполнительница главной темы саундтрека к фильму «Властелин колец».

Чо Суми — корейская оперная певица, колоратурное сопрано

Певица лауреат премии «Грэмми» в номинации «Лучшая оперная запись» за оперу Р. Вагнера «Женщина без тени». Чо Суми стала одной из самых востребованных сопрано современности.

Хибла Герзмава — российская и абхазская оперная певица (сопрано)

Певица родилась в абхазском курортном городе Пицунде. Хибла солистка Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, заслуженная артистка России, народная артистка Республики Абхазия.

Чечилия Бартоли — итальянская оперная певица, обладательница колоратурное меццо-сопрано

Одна из самых успешных оперных певиц современности. Чечилия получила признание как исполнительница произведений Моцарта и Россини, а также произведений эпохи барокко.



Венская опера и лондонский Ковент-Гарден, Мариинский театр и Метрополитен-опера в Нью-Йорке. Вспоминаем оперных певиц из России, которые стали всемирно известны своим сопрано.

ГАЛИНА ВИШНЕВСКАЯ

Галина Вишневская. Фотография: techno.com

Музыкальная карьера Галины Вишневской начиналась в Кронштадте: сначала юная певица выступала перед бабушкой и ее гостями, потом - на всех концертах в школе. Ее называли «Галька-артистка». Вишневская чудом спаслась от голодной смерти в блокадном Ленинграде, записалась в отряд противовоздушной обороны - и снова пела: для моряков на вечерах.

В 1944 году Галина Вишневская с легкостью поступила в Ленинградский областной театр оперетты, ездила с концертами по маленьким городкам, селам. C 1947 года, уже в статусе солистки Ленинградской областной филармонии, певица выступала с эстрадными программами. А вскоре в жизни Вишневской появилась педагог вокала Вера Гарина. Об этой встрече певица писала в своей книге «Галина»: «Не знаю, как бы сложилась без нее моя дальнейшая творческая судьба, но оперной певицей я никогда бы не стала».

Гарина, имевшая огромный сценический опыт, открыла в новой ученице настоящее оперное сопрано. Двух лет занятий Вишневской хватило, чтобы в 1952 году поступить в стажерскую группу Большого театра СССР.

Среди первых партий, исполненных на главной сцене страны, - Татьяна в «Евгении Онегине» Петра Чайковского, Купава в «Снегурочке» Николая Римского-Корсакова. Однако стажерка Вишневская мечтала о роли Аиды в одноименной опере Джузеппе Верди. Она подготовила ее под руководством маэстро Александра Мелик-Пашаева и покорила не только советскую, но и западную публику. Зарубежные театры наперебой приглашали советскую певицу. Корреспондент «Нью-Йорк таймс» писал: «Вишневская - нокаут в глаза и в уши».

Однако все творческие достижения оперной певицы перечеркнул ее «политически неблагонадежный» поступок. В 1969 году Галина Вишневская и ее муж Мстислав Ростропович приютили у себя на даче под Москвой опального писателя Александра Солженицына. В 1974 году, после многочисленных испытаний, супруги решили бросить друзей, дом, любимую публику и уехать за границу. А в марте 1978 года Галина Вишневская и Мстислав Ростропович были лишены советского гражданства и государственных наград.

За границей оперная певица продолжала выступать в театрах до 1982 года. Потом, простившись со сценой, Галина Вишневская давала концерты и мастер-классы. В 1990 году Вишневская и Ростропович вернулись в СССР. В 2002 году в Москве открылся Центр оперного пения Галины Вишневской, выпускники которого поют сегодня в лучших театрах мира.

Документальный фильм о жизни Галины Вишневской:

Программа «Линия жизни» с участием Вишневской:

ЛЮБОВЬ КАЗАРНОВСКАЯ

Любовь Казарновская. Фотография: timg.com

Любовь Казарновская должна была стать журналистом и готовилась к поступлению в МГУ. Сходить на прослушивание в Гнесинское училище ее уговорила мама. Так советская пресса осталась без журналистки Казарновской, а оперный театр обрел новое яркое имя. Прошло совсем немного времени, и из класса знаменитого педагога Надежды Малышевой-Виноградовой молодая певица шагнула на сцену Музыкального академического театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, а затем - на сцену Мариинки.

В 1989 году, когда железный занавес, защищавший советских граждан от «тлетворного влияния Запада», пал, в Россию в поиске новых голосов потянулись иностранцы - оперные импресарио. Любовь Казарновскую представители Венской оперы пригласили в столицу Австрии.

Далее - выступления на лучших мировых оперных сценах в самых разных образах. Ей удавались огненная Тоска в одноименной опере Пуччини и безропотная Дездемона в «Отелло» Верди. Были и восторженные отзывы прессы, и скандалы, связанные с отказом примадонны от участия в сомнительных режиссерских затеях.

Во время поездок по западным странам у Любови Казарновской всегда находилось время для серьезных российских проектов. В 1995 году она спела заглавную партию в «Саломее» Рихарда Штрауса в Мариинском театре, в 1999-м в Большом театре исполнила партию Манон в спектакле-эксперименте «Портрет Манон», составленном из сцен двух одноименных опер Массне и Пуччини.

В 2000-х годах Любовь Казарновская стала большую часть времени проводить в России. Уже несколько лет в центре ее внимания - просветительская деятельность и медиапроекты.

Фрагмент оперы Штрауса «Саломея»:

МАРИЯ ГУЛЕГИНА

Мария Гулегина. Фотография: classicalmusicnews.Ru

Карьера Марии Гулегиной началась в оперном театре в Минске. Молодая певица успешно выступала и была популярна у публики. В 1987 году по приглашению руководства Ла Скала Мария дебютировала на ее сцене в партии Амелии («Бал-маскарад» Джузеппе Верди). К тому времени голос певицы превратился из меццо-сопрано в драматическое сопрано, которому подвластны все «кровавые» партии итальянского репертуара. Выступая в операх Верди и Пуччини, Чилеа и Джордано, она покорила меломанов всего мира. Партию Тоски в опере Пуччини концертмейстер и педагог Лариса Гергиева называла самой великой в репертуаре певицы.

Спустя два года в родном оперном театре Мария Гулегина решила исполнять оперы на языке оригинала, однако коллеги ее не поддержали.

«И ситуация была такая, что я и на Западе петь не могу, потому что не выпускают, и в театре, потому что против меня выступают народные артисты. <...> И тогда правдами и неправдами я делаю туристические паспорта с визами себе и семье, разучиваю за пять дней Аиду на итальянском и лечу, пока одна, в испанский городок Овьедо, потому что местный театр пригласил меня спеть».
Мария Гулегина

Позже она переехала в Гамбург. Мария Гулегина выступала в Метрополитен-опера в Нью-Йорке и лондонском Ковент-Гардене, в Вене и Лос-Анджелесе, Мюнхене и Цюрихе. В 2000-х годах певица появилась перед российской публикой - на сцене Мариинского театра. Также она дает мастер-классы и участвует в благотворительных акциях.

Фрагмент выступления Марии Гулегиной на сцене Мариинского театра:

«Линия жизни» с Марией Гулегиной

АННА НЕТРЕБКО

Анна Нетребко. Фотография: pinterest.com

Анна Нетребко родилась в Краснодаре и там же начала выходить на сцену. Однако юная певица мечтала о театрах Санкт-Петербурга - и мечту свою осуществила. Она с легкостью поступила в музыкальное училище, вскоре перепорхнула в консерваторию, в класс Тамары Новиченко. Еще студенткой Анна Нетребко блеснула на прослушивании молодых певцов в Мариинском театре, и Валерий Гергиев предложил ей дебютировать в партии Сюзанны в «Свадьбе Фигаро» Моцарта. После этого на сцене легендарной Мариинки совсем юная Анна исполнила партии куртизанки Виолетты («Травиата» Верди), Людмилы («Руслан и Людмила» Глинки), нежной Джильды («Риголетто» Верди) и многие другие роли.

В 2002 году она выступила в Нью-Йорке - в роли Наташи Ростовой («Война и мир» Сергея Прокофьева), а вскоре после этого - в Зальцбурге исполнила партию Донны Анны в моцартовском «Дон Жуане».

Со временем голос Анны Нетребко приобрел новые краски, и на смену хрупким героиням пришли совсем другие образы - к примеру, кровожадная леди Макбет в опере Верди. Об этой роли певица сказала: «В образе леди Макбет я наконец-то смогла быть сама собой». А вот с Татьяной в «Евгении Онегине» Нетребко, по ее словам, «настрадалась»: «По своей натуре я была и есть ее прямая противоположность».

Осенью 2016 года состоялся дебют Анны Нетребко в Большом театре. Вместе с супругом, тенором Юсифом Эйвазовым, она выступила в опере Пуччини «Манон Леско».
В феврале 2017 года певице присвоили почетное звание Kammersängerin, им в Германии и Австрии награждают выдающихся исполнителей. Она стала первой россиянкой, которой был присужден этот титул.

«Она не только певица, но и актриса. И своей подачей материала приблизила простых людей к опере».
Альбина Шагимуратова, оперная певица

Ария Джудитты из оперетты Легара в исполнении Анны Нетребко:

Фильм об Анне Нетребко «И тут выхожу я!» (2013):

АЛЬБИНА ШАГИМУРАТОВА

Альбина Шагимуратова. Фотография: blogspot.com

Музыкой Альбина Шагимуратова начала заниматься в пять лет в родном Ташкенте. Затем - Казанское музыкальное училище, Казанская консерватория. Самая желанная для девушки высота - Московская консерватория - была взята только с третьего раза. На «добрые» советы оставить пение реагировала со стойкостью восточного воина: продолжала заниматься. Наконец, Москва покорилась и Альбина Шагимуратова стала студенткой знаменитой оперной и камерной певицы Галины Писаренко.

В 2007 году она окончила аспирантуру Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, и в тот же год стала победителем XIII Международного конкурса имени Чайковского.

«Шагимуратова очень талантлива и выступала блистательно на всех трех турах и в концерте лауреатов. <…> Она обладает настоящим бойцовским характером, хотя мила, обаятельна и скромна».
Евгений Нестеренко, оперный певец, педагог, профессор

Сразу после победы в конкурсе певицу пригласили в Зальцбург и после прослушивания предложили ей дебют в партии Царицы ночи («Волшебная флейта» Моцарта) под руководством маэстро Риккардо Мути. Блистательное выступление на Зальцбургском фестивале в 2008 году привлекло к Альбине внимание представителей европейских и американских театров. У молодой певицы появились интересные контракты, а виртуозная партия Царицы ночи стала ее визитной карточкой.

Однако Альбина Шагимуратова хотела петь в России. В 2011 году она приняла участие в постановке «Руслана и Людмилы» Михаила Глинки в Большом театре. В 2012 году за исполнение партии Лючии в опере Доницетти «Лючия ди Ламмермур» Шагимуратова стала лауреатом театральной премии «Золотая маска». Сегодня эта партия - одна из самых любимых в репертуаре певицы: «Я Лючию обожаю, в ней все мое! <…> Я могу себя в ней проявить как личность, а это очень важно, если хочешь достучаться до зрителей!».

Сегодня Альбина Шагимуратова поет преимущественно в итальянских операх, требующих владения виртуозным стилем пения bel canto. На Западе исполнительницу называют «татарским соловьем». Не забывая о первых трудностях в профессии, она говорит своим ученицам: «Всем даются какие-то шансы. И если мы пользуемся каждой возможностью приблизиться к цели, оставаясь, невзирая на любые соблазны, людьми, трудимся и не ждем легких побед, то все в конце концов получится».

Документальный фильм об Альбине Шагимуратовой:

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kuroku.ru» — Удобрение и подкорм. Овощи в теплицах. Строительство. Болезни и вредители