Интеллект карта окружающий мир отечественная война 1812. Какой момент Отечественной войны запечатлён

К проведению урока по окружающему миру в 4-м классе. В презентации рассказывается об Отечественной войне 1812 года. Состоит из 41 слайда.

Цели и задачи данной работы:

Дидактические цели:

  • создать условия для формирования представления об Отечественной войне 1812 года;
  • показать общую картину Отечественной войны (кто начал, когда, между какими государствами происходила, характером и итогами войны),
  • рассмотреть причины войны, ее ход, познакомить с силами обеих сторон, рассказать о самых героических личностях того периода.
  • подробно познакомить с Бородинским сражением.

Развивающие цели:

  • расширять понятийный аппарат, социальный опыт учащихся;
  • развивать познавательный аппарат, память, мышление.

Воспитательные цели:

  • способствовать воспитанию патриотизма, чувства национальной гордости за славные дела предков, героическое прошлое нашего народа.

Сопроводительный материал к слайдам

1. Скоро мы будем отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года. Это было великое испытание для нашего народа и одна из самых славных страниц российской истории.

  • Что такое Отечественная война?
  • Это справедливая война в защиту своего Отечества.
  • От кого же надо было защищать Отечество 200 лет назад?
  • От французской армии Наполеона.

2. Наполеон Бонапарт – человек необычной судьбы. Он родился 15 августа 1769 года на небольшом острове Корсика, принадлежавшем Франции. Сын бедного дворянина, Наполеон окончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, затем стал консулом (правителем) Франции, а в 1804 году Наполеона провозгласили императором.

Наполеон обладал феноменальной памятью и работоспособностью, острым умом, военным и государственным гением, даром дипломата, артиста, обаянием, позволявшим ему легко располагать к себе людей.

3. В течение 10 лет, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно воевала. В конце концов, он стал властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь мир. «Через три года я буду господином всего мира… Остается Россия, но я раздавлю ее», – заявил Наполеон перед вторжением в Россию.

К войне с Россией Наполеон готовился серьезно. Он собрал 600-тысячную «Великую армию», прекрасно вооруженную и обученную. Во главе войск стояли опытные, умные, проверенные в боях, военачальники.

Численный перевес был на стороне противника. Однако русской армии оказывали помощь все люди России, вставшие на защиту своего Отечества.

4. Интересно, какой же была в то время русская армия?

Когда мы с вами говорим о русской армии, то, порой забываем, что в Отечественной войне участвовало несколько родов войск: пехота, конница, артиллерия. При том многие полки назывались по – разному, носили разную форму и гордились ею.

В первые дни войны Багратион призвал войска к решительной борьбе с напавшим на Россию Наполеоном. «Пехота – коли, кавалерия – руби, топчи. Ударим дружно и победим врага. Тогда нам честь и слава и благодарность Родины…»

5. Начнем с пехоты. В России в XVIII - нач. XX вв. пехота именовалась инфантерией. Вплоть до середины XX века пехота считалась основным родом войск. Пехота делится на тяжелую и легкую. Основной боевой единицей являлся полк. (Численность личного состава полка от 900 до 2000 человек).

Назначение остальных родов войск, участвующих в совместном бою с пехотой, - действовать в её интересах, обеспечивая её продвижение в наступлении и стойкость в обороне.

Пехота имела свою одежду.

Мундир фрачного покроя темно-зеленого цвета с красным воротником, обшлагами, погонами и отворотами фалд.

На погонах желтым шнуром выкладывалась литеры названия полка, например, «М» – для Московского.

6. Строевым холодным оружием являлась пехотная шпага.

Общая длина шпаги 97 см, масса (в ножнах) 1,3 кг.

Рядовые и унтер-офицеры пеших войск в качестве рубящего и колющего холодного оружия имели тесак в кожаных ножнах, Общая его длина 78 см, масса до 1,2 кг.

7. 25-летний срок службы делал армию профессиональной, а воевать тогда приходилось едва ли не ежегодно с французами или шведами. В общем, опыта успешных боев нашим солдатам и офицерам было не занимать. Стрелковым оружием владели мастерски, но штык уважали. «Пуля – дура, а штык – молодец!» – говорили солдаты вслед за Суворовым.

8. Вот они – наши молодцы! Пехоту отмечал белый цвет тесьмы и бахромы. Мушкетеры были и в русской армии – отличались смелостью и острым глазом.

Для выполнения сложных и опасных заданий призывали егерей.

Гренадеры шли плотным строем на врага и являли собой всю мощь русской армии.

Пионеры обеспечивали техническое оснащение армии.

9. Кавалерия или конница - род войск, в котором для ведения боевых действий или передвижения использовалась верховая лошадь. Если судить об Отечественной войне 1812 года, основываясь лишь на впечатлениях от просмотра художественных фильмов, можно подумать, что все наши конники – это гусары.

10. Кавалерия же делилась на легкую и тяжелую, соответственно в ней были не только гусары. Сейчас мы все узнаем!

11. Тяжелая кавалерия (кирасиры и драгуны) действовала в сомкнутом строю, в линиях, атакуя противника. Тяжелая кавалерия – это род ударных конных войск. Благодаря весу своих коней (не менее 700кг) тяжёлая кавалерия одним своим наскоком могла смять вражескую пехоту и лёгкую конницу.

12. Оружием кавалерии были палаш и сабля. Палаш отличался прямым клинком, а сабля – слегка изогнутым.

13. В легкой кавалерии служили гусары, уланы и конные егери. Они имели в своем вооружении пистолеты, карабины и пики.

14. В составе русских войск находились казачьи полки. Они формировались на время ведения войны. Поэтому их называли нерегулярной армией.

Донское казачество внесло огромный вклад в разгром наполеоновской армии. Донские полки сражались в составе трех русских армий, участвовали в партизанской войне.

15. Вооружение казаков в начале XIX века, как и прежде, отличалось большим разнообразием. Потому что казаки всегда придавали большое значение боевым трофеям, передавали оружие по наследству.

16. Артиллерия – это особый род войск. Артиллеристы разделялись на фейерверкеров, бомбардиров, канониров и гандлангеров.

Они должны были обладать знанием химии, острым зрением, а главное, быть смышлеными и расторопными.

В Отечественную войну 1812 года русская артиллерия по своему качеству была сильнее французской.

17. На вооружении артиллеристов были пушки, которые стреляли ядрами на 2,5 км.

Итак, теперь вы представляете, какой была русская армия, защитившая наше Отечество от казалось бы непобедимой армии Наполеона.

18. Наполеон был уверен в скорой победе. Он говорил:

«Если я возьму Киев, я схвачу Россию за ноги.
Если я овладею Петербургом, я возьму её за голову.
Заняв Москву, я поражу её в сердце».

19. В ночь на 24 июня 1812 года «великая армия» Наполеона без объявления войны, вероломно вторглась на территорию Российской империи.

20. На западной границе располагались три русские армии. Наполеон рассчитывал разбить их поодиночке. Но опытные русские военачальники разгадали план неприятеля. Уклоняясь от окружения и сражения, русские армии отходили на восток. Война принимала затяжной характер, все планы Наполеона рушились.

Русская армия продолжала отступать.

Главнокомандующим русской армией на начальном этапе был император Александр I

Неудачи начального периода войны заставили русского императора заняться поиском нового главнокомандующего.

Под давлением общественности Александр I поставил во главе армии М.И. Кутузова.

21. Командование на себя всеми русскими войсками принял Михаил Илларионович Кутузов. Все современники единодушно отмечали его исключительный ум, блестящие полководческие и дипломатические дарования и беззаветное служение Родине. Солдаты говорили: «Прибыл Кутузов бить французов» Его давно знали и любили в войсках.

22. Кутузов понимал, что с каждым шагом в глубь России силы французов будут слабеть, а силы русских войск возрастать.

Прибыв в армию, он принял решение дать генеральное сражение войскам Наполеона под Бородино.

23. 1 сентября 1812 года на военном совете в деревне Фили, ради спасения русской армии Кутузов принимает решение отставить Москву. Кутузов говорил: «Пока цела армия – цела и Россия»

24–25. Рано утром 7 сентября 1812 года завязалась великая Бородинская битва. В течение 6 часов русские войска отбивали ожесточенные атаки противника. Потери были огромными с обеих сторон – свыше 38 тысяч русских солдат и 58 тысяч французских.

26. Император Наполеон вспоминал позже: «Из всех моих сражений самое ужасное то, что я дал под Москвой. Французы показали себя в нем достойными одержать победу, а русские – называться непобедимыми».

27–28. 14 сентября Наполеон занял Москву без боя, а уже ночью того же дня город был охвачен пожаром, который к ночи 15 сентября усилился настолько, что Наполеон был вынужден покинуть Кремль. Пожар бушевал до 18 сентября и уничтожил большую часть Москвы

29. 7 октября 1812 года французская армия покинула Москву. Кутузов спланировал действия так, что отступать Наполеон был вынужден по Смоленской дороге, т.е. откуда пришёл.

30–33. На Бородинском поле плечом к плечу стояли солдаты, офицеры и генералы российской армии, сплотившей в своих рядах русских и украинцев, белорусов и грузин, татар и немцев, объединенных сознанием общего долга и любовью к своему Отечеству.

И потому поровну крови и доблести, мужества и самоотверженности положили на весы победы офицеры и генералы: русский Денис Давыдов, грузин Петр Багратион, немец Александр Фигнер, русский Николай Раевский - России верные сыны.

34–35. Наполеон, покинув Москву, имел намерение двигаться по такой местности, где легко можно было обеспечить армию продовольствием, и стремился всеми силами избегнуть Смоленской дороги, по которой он пришел в Москву, ибо там ничего нельзя было раздобыть из провианта. Но Кутузов сорвал план прорыва французских войск и отступать Наполеон был вынужден по Смоленской дороге, т.е. по той, по которой пришёл.

36. Большую помощь армии оказало партизанское движение, которое являлось ярким выражением народного характера Отечественной войны 1812 года. Даже при отсутствии активных боевых действий в период пребывания в Москве Наполеон терял ежедневно полторы тысячи человек.

37. Инициатором партизанского движения стал Денис Давыдов.

Этому человеку была присуща особая слава.

Лихой гусар, командир, одновременно – романтик, поэт, военный писатель.

38. Благодарные потомки выразили свою признательность воинам-освободителям 1812 г.

В память об Отечественной войне народ увековечил имена героев. В Москве есть Кутузовский проспект, Большая и Малая Филёвские улицы, улица 1812 года, Багратионовский проезд. Улицы Дениса Давыдова, генерала Ермолова и Дорохова, Суворовский бульвар, Смоленская улица, Бородинские улицы (Первая и Вторая), Площадь Победы, Поклонная и Манежная улицы.

«Триумфальная арка - это прекрасный, проникнутый идеей торжества русского народа символ победившей Москвы, это главный памятник Отечественной войны 1812 г. в столице.

39. Недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки был воздвигнут Храм Христа Спасителя в благодарность Богу за спасение России от Наполеоновского нашествия. Он был разрушен в советское время, но восстановлен в 1999 году.

40. Московский Манеж был построен в честь 5-й годовщины победы над Наполеоном для проведения парадов, смотр войск, строевых занятий и верховой езды. Сейчас это Выставочный зал.

41. Музей-панорама на Кутузовском проспекте "Бородинская битва"

Бородино – Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник.

42. Итак, мы сейчас с вами заглянули в одну из самых славных страниц российской истории и увидели, какое великое испытание выпало на долю нашего Отечества 200 лет тому назад.

Тема: Отечественная война 1812 года.
Цель:

Уяснить причины Отечественной войны 1812 г., подвести учащихся к пониманию условий, влияющих на ход войны, определить значение победы русского народа в войне. Углубить и расширить знания учащихся об исторических личностях.

Развивать учебную деятельность: умение систематизировать знания, искать ответы на проблемные вопросы, разрабатывать учебные проекты, умение обмениваться вопросами в ходе урока. Формировать уважение к историческому прошлому России, воспитывать патриотические чувства учащихся на примере борьбы русского народа с французской армией в 1812 г.

Основные понятия: Отечественная война, флеши, партизаны, Тарутинский маневр, «Битва народов».

Важнейшие даты:

Ход урока.

Вопрос: Догадайтесь, как будет звучать тема урока сегодня.

(слайд1)

«Скажи-ка, дядя,

Ведь недаром

Москва, спаленная пожаром

Нужно подвести учащихся к теме Отечественной войны 1812 года.

Тема урока:

Отечественная война 1812 года - запись в тетради. (Слайд)

Актуализация личного опыта учащихся.

(предполагаемый ответ: Отечественная война 1812 г. состоялась в годы правления императора Александра І (1801-1825г.г.). Ей предшествовали внутриполитические реформы императора. Следствием войны был заграничный поход русской армии, Венский конгресс. В культуре ряд произведений, посвящены Отечественной войне)

Рассмотрите карту и выделите причины войны, (слайд 4)

предполагаемый ответ:

1. Стремление Наполеона к мировому господству

2. Личная неприязнь между русским и французским императорами

Характер войны, соотношение сил.

Каково было соотношение сил? (по учебнику)



- Каковы были недостатки и достоинства комплектования и состава французской и русской армий?

Франция

Россия

Армия наполеона лишь на половину состояла из французов. Вторую половину составляли войны покоренных народов, т.е. армия «двунадесятых языков». Скомплектованная по принудительному принципу – жажде славы и денег, она теряла свою боеспособность в случае серьезных неудач. Во Франции была всеобщая воинская повинность, т.е. все мужчины призывного возраста служили в армии, это позволяло быстро пополнять войска уже обученными азам военного дела людьми.

Русская армия комплектовалась путем рекрутской повинности, т.е. из определенного числа мужчин лишь один служил в армии. Следовательно, большинство мужчин страны не были обучены военному делу.

- Каков был характер войны для России и Франции?

Работа по карте

- Как расположена была русская армия перед началом войны?

(Армия была разделена на три части- 1-ая армия под руководством М.Б. Барклая де Толли, размещенная вдоль реки Неман, 2- ая армия под руководством П.И. Багратиона, расположенная южнее в Белоруссии, 3-ая армия под руководством А.П. Тормасова должна была прикрывать пути возможного наступления противника на Киев)

Учащиеся показывают на карте расположение русской армии.

- Какие планы преследовал Наполеон?

(Основные силы двинуть на Москву, для этого предполагалось не допустить соединения русской армии и разбить их основные силы в ходе генерального сражения уже вблизи границы. После взятия Москвы Наполеон не планировал завоевывать всю Россию. Выведя ее из войны, он хотел превратить Александра I в такого же зависимого правителя, каковыми стали к тому времени почти все европейские монархи. Кроме того, через территорию России он намеревался нанести смертельный удар по Англии, лишив ее Индии)

Вторжение армии Наполеона в Россию.

Запись в тетради: (слайд)

Да, Наполеон рассчитывал разбить армии поодиночке, захватить Москву и добиться от Александра I подписания мирного договора. Наполеон говорил: «Если я возьму Киев- возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург, то я возьму Россию за голову; если я возьму Москву, то я поражу ее в самое сердце.»

- Какую тактику ведения войны могли предпринять россияне, зная о троекратном численном превосходстве армии Наполеона?

(Армиям необходимо было соединиться, для этого пришлось отступать)

Первоначальным местом соединения русской армии был назначен город Витебск, но объединиться в нем не удалось. (Учитель показывает по карте)

Соединение 1-ой и 2-ой армии произошло 22 июля в городе Смоленске. (Учитель показывает по карте).

Таким образом, план Наполеона был сорван.

Мы долго молча отступали

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики: «Что ж мы?

На зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

Назначение М. И Кутузова главнокомандующим русской армии.

Однако долгое отступление вызвало народное недовольство командованием М.Б. Барклая де Толли.

Работа с документом. №1

А. Ермолов : «… солдат роптал на непрерывное отступление и в сражении хотел найти конец оному; главнокомандующим был недоволен и в главную вину ставил ему то, что он был не русский».

И. Жиркевич : «Но какая злость и негодование у каждого на него (М. Барклая де Толли) в эту минуту за наши постоянные отступления, за смоленский пожар, за разорение наших родных, за то, что он не русский!»

Как русские офицеры относились к отступлению русской армии?

Кого они в этом винили и почему?

С. Глинка : «Назначение Кутузова главнокомандующим произвело общий восторг и в войске и в народе».

Сегюр: «… В нем было что- то чисто национальное, делавшее его столь дорогим для русских. В Москве радость по случаю его назначения доходила до опьянения: посреди улиц бросались друг другу в объятия, считая себя спасенными».

Кто стал главнокомандующим русской армии в августе 1812года? (Слайд)

Как отнеслись войска и народ к этому назначению?

Бородинское сражение.

Вступив в командование русской армией в августе, Кутузов объявил, что действия М. Барклая де Толли были вполне верными, и отступил еще дальше к Москве. Лишь в 110 км от древней столицы, неподалеку от села Бородино, он решил дать генеральное сражение Наполеону.

Работа по учебнику.

Каковы были силы сторон накануне битвы. Сделайте вывод.

Учитель расположение русской и французской армий показывает по условной карте на рисованной на доске, рассказывает о Бородинском сражения, попутно спрашивает у ребят, что такое:

Инфантерия- пехота;

Флеши - земляные укрепления;

Пехота - пешие войны;

Кавалерия-

Батарея-

Вам не видать таких сражений! ...

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день не мало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой! ...

Земля тряслась - как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий,

Слились в протяжный вой.

Хотя в Бородинской битве никто не проиграл и никто не победил, потери были колоссальными с обеих сторон, но она имела большое значение для русских войск: Потери: русские - 45 тыс. человек; французы - 35 тыс. человек.


  1. В этой битве были разбиты лучшие силы противника;

  2. Благодаря этому сражению был подготовлен переход инициативы в руки русской армии;

  3. Пошатнулась уверенность французского войска в своей непобедимости, усилилось недовольство длительность похода;

  4. Несмотря на продолжавшиеся отступление русской армии, Бородинское сражение можно рассматривать как ее политическую и нравственную победу.

«Совет в Филях, Пожар Москвы»

Рассмотрите внимательно иллюстрацию

«Военный совет в Филях» (слайд12) ,

озвучьте дискуссию военных начальников с учетом исторической эпохи


Документ 2 (от имени М. И. Кутузова)

Ежели неприятель опрокинет наши передовые линии - вся армия будет уничтожена до последнего человека... Пока цела армия, есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва - вся Россия будет потеряна...»


М. И. Кутузов: «С потерей Москвы не потеряна еще Россия... Первой обязанностью поставляю себе сохранить армию и сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление... Самым уступлением Москвы приготовлю неизбежную гибель неприятелю... Посему я намерен, пройдя Москву, отступить по Рязанской дороге...Знаю, вся ответственность обрушится на мою седую голову, но я жертвую собой для блага Отечества... Приказываю отступать!»
-Какова была главная цель военного совета в Филях? Какое решение было принято на нем? Каковы были причины принятия этого решения?

Вспомните, какой план преследовал Наполеон перед началом войны?

2 сентября русские покинули Москву, и Наполеон вошел в город и остановился на Поклонной горе. (слайд 17)

Напрасно ждал Наполеон

Москвы коленопреклоненной..

Работа с документом№3.

Какой предстала Москва перед французскими войсками?

В чем была причина недовольства Наполеона?

Де-ла-Фриз : « …С тех пор, что люди себя помнят, еще не случалось, чтобы население из 500 тысяч жителей целиком бежало из своей столицы. Все до единого, от старика до младенца, бежали, на чем попало, не запасшись ничем».

Ц. Ложье : «… Дома, хотя большей частью деревянные, поражают нас своей величиной и пышностью. Но все двери открыты, улицы пусты, везде молчание!- молчание, нагоняющее страх.

Москва представляется нам огромным трупом: это царство молчания, сказочный город, где все здания, дома воздвигнуты как бы чарами для нас одних. Я думаю о впечатлении произведенном развалинами Помпеи… но здесь впечатление еще более гробовое».

Учитель : Он долго ждал этого дня, был уверен, что взятие Москвы принесет ему победу. Весь день император ждал депутации из Москвы с ключами от города. Но овладение Москвой не принесло Наполеону долгожданной победы, а его войскам отдыха и изобилия. Во время своего пребывания в Москве Наполеон трижды предлагал Александру I начать переговоры о мире. Однако все его предложения оставались без ответа. К тому же Наполеон рассчитывал закончить войну в течение месяца, а был уже сентябрь. Приближалась холодная осень, а затем суровая русская зима, к которым французские войска не были готовы. Продолжая оставаться в Москве, Наполеон видел, что его армия разлагается, грабежи, мародерство и пьянство не прекращались. Кроме того коммуникационные линии Наполеона, которые связывали его с Европой были очень растянутыми и ненадежны в виду действия русских партизан.

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.


Английский фельдмаршал Б.Монтгомери, выступая в палате лордов в 1962 г., заявил: «Первое правило, начертанное на первой странице книги войны, гласит: «Не ходи в Москву». Какие исторические события стали основанием для заявления военачальника? (ответ: Отечественная война 1812 г. и Великая Отечественная война 1941-1945г.г.)

«Партизанское движение, народный характер войны»

Выясните, используя словарь, кто такие партизаны, ополчение. Запишите определения на доске.

Запись на доске и в тетради:

Партизан - член народного вооруженного отряда, самостоятельно действующего в тылу врага. Ополчение - военное формирование, созданное в помощь действующей армии на добровольных началах. _

Презентация Юли.

Тарутинский маневр (по учебнику)

Куда повернул Наполеон? (на юг)

12 октября под Малоярославцем произошло сражение. Наполеон привел сюда 100 тыс. человек, Кутузов имел 220 тыс. человек. Его исход решал вопрос о дальнейшем пути следования армии Наполеона. Небольшой город был сожжен дотла, 8 раз переходил из рук в руки. Войска Кутузова оставили его после того как заняли удобную позицию, перегородив дорогу к Калуге. Утром 26 октября Наполеон отдал приказ об отступлении на Можайск и далее на Смоленск.

- Что ждало Наполеона на смоленской дороге?

(Это путь, по которому армия наполеона пришла в Москву, дорога была разорена, селения сожжены, жители разбежались, а наступала русская суровая зима)

Таким образом, началось отступление французской армии, инициатива перешла полностью в руки русских войск.

На фоне слайда я зачитываю документ

Н. Муравьев «Зима 1812 года была жестокая. Термометр иногда показывал 31 градус. Холода эти, может быть, предохраняли нашу армию от заразительных болезней, производимых тлением тел. Но так как много трупов оставалось еще под снегом, то весной, когда сделалась оттепель, они стали гнить и произвели эпидемию, которая опустошила те губернии, через которые неприятель отступал.

Пехотинцы страдали от голода и холода. Число трупов увеличивалось множеством французских офицеров и солдат, более похожих на тени, нежели на живых людей, которые брели в сильнейшие морозы, голые, босые, среди отошедших своих товарищей и к ним по пути валились. На редком из них были мундиры, большей частью они покрывались, чем попало. У многих были на головах ранцы, вместо шапок, у иных оставались кирасирские каски с длинными конскими хвостами; сами же кирасиры были голые и накрывались рогожей или обвивались соломой».

Обратите внимание, что русская армия шла параллельно французам, все время, угрожая отрезать французам пути отступления. Несколько раз русские войска вступали в победоносные столкновения с французами.

Запись на доске и в тетради:

Вывод. Нашествие двунадесятых языков на Россию было успешно отражено. Со стороны России война носила справедливый, освободительный, подлинно народный характер. Свой вклад в победу наряду с русскими, внесли белорусы, украинцы, татары, мордва, башкиры и другие представители народов России. Это, ребята, настоящий подвиг наших предков о котором мы не должны забывать.

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 22.04.2016

Предмет: Окружающий мир

Класс:

Студентка: Синюгина Татьяна

Учитель: Татаренкова Светлана Дмитриевна

Руководитель практики: Медведева Наталья Викторовна

Тема: Отечественная война 1812 года

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: сформировать представление об Отечественной войне 1812 года.

Задачи:

образовательная: познакомить с историческим периодом Отечественной войны 1812 года, основными этапами и событиями, героями.

воспитательная: воспитывать любовь к Родине, уважение к истории своей страны.

развивающая : развивать память, внимание, мышление; навыки работы в группе.

Планируемые результаты урока:

ПРЕДМЕТНЫЕ знать об Отечественной войне 1812 года, основных событиях и героях.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Познавательные – осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное;

Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;

Коммуникативные - участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

ЛИЧНОСТНЫЕ осознавать свое единство с окружающим миром.

Оборудование: учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» 4 класс, 2 часть; рабочая тетрадь А.А. Плешаков «Окружающий мир» 4 класс, 2 часть; конверты с деформированными пословицами.

ХОД УРОКА:

- Здравствуйте, ребята! (слайд 1)

Как вы понимаете выражение М.И. Кутузова «Гордитесь именем русских!»

Что вы должны делать, чтобы могли гордиться тем, что вы граждане своей страны?

Какой можно сделать вывод?

Размышляют.

Рассуждают.

Комментируют.

Объясняют.

Мы должны гордиться именами тех людей, которые защищали нашу Родину. Они отдавали за нас и наше будущее свою жизнь.

    Актуализация знаний

Наблюдение общественной жизни. (слайд 2)

Сегодня, 22 апреля, отмечается не просто большой, а поистине глобальный праздник - Международный день Матери-Земли, проводимый под эгидой ООН, - день нашего общего уютного дома.

Проверка домашнего задания.

Кто хочет рассказать о Петербурге иностранцу или гостю из другого города?

Прослушать сообщения о А.В.Суворове и Ф.Ф. Ушакове.

Словесная оценка проверки знаний. Выставление отметок.

Рассказ ученика.

Рассказ 2 учеников.

    Проблемное объяснение и фиксирование нового знания

Чтобы узнать год нашего путешествия, надо решить математическую задачу.

Это число записывается цифрами двух двузначных чисел; одно состоит из 1 десятка и 8 единиц, а второе меньше первого на 6.

Правильно, это 1812 г. Этот год был непростым для России, а почему – вы узнаете сегодня на уроке. Как вы думаете, какова тема нашего урока? (слайд 3)

Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

Работа со словарем.

Прежде чем мы начнем говорить об этой войне, нам нужно выяснить, что значит слово «Отечество».

Где можем узнать определение этого слова?

В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой читаем: (слайд 4) «отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит».

Работа в группах.

Сегодня на уроке я предлагаю вам стать историками-исследователями. Мы вместе попытаемся расширить и углубить свои знания об этой войне. А также в конце урока ответим на наш главный вопрос: «Почему войну 1812 года называют Отечественной?» Для этого вы будете работать в группах. Каждая группа получит свое задание и подготовит выступающих.

Задание для 1 группы.

Проблема: исследовать причины начала войны, раскрыть термин «Отечественная война».

Прочитайте текст на с. 112 – 113 учебника. Ответьте на вопросы.

1. В каком году началась война?

2. Между какими странами шла война?

3. Кто первым начал войну и почему?

4. Кто возглавлял французскую армию?

5. Кто возглавил русскую армию?

Задание для 2 группы.

Проблема: исследовать главное сражение Отечественной войны 1812 г.

Прочитайте текст на с. 113 учебника, рассмотрите иллюстрацию на с. 114 – 115. Ответьте на вопросы.

1. Назовите главное сражение Отечественной войны 1812 г.?

2. Где и когда оно произошло?

3. Чем закончилось?

4. Какой момент боя был самым тяжелым?

5. О чем можно рассказать, глядя на иллюстрацию на с. 114 – 115?

Задание для 3 группы.

Проблема: исследовать партизанское движение во время Отечественной войны 1812 г. и окончание войны.

Прочитайте текст на с. 116 – 117 учебника. Ответьте на вопросы.

1. Кто такие партизаны?

2. Кто стоял во главе одного из партизанских отрядов?

3. Как была изгнана французская армия за пределы России?

4. В каком году закончилась война?

Проверка.

Решают математическую задачу, чтобы узнать год путешествия.

1812 г.

Формулируют тему.

Отечественная война 1812 года.

Познакомиться с историческим периодом Отечественной войны 1812 года, основными этапами и событиями, героями.

Определяют задачи.

Почему эту войну называют Отечественной? Сколько времени продолжалась эта война? Кто победил в этой войне? И т.д.

Ответы детей.

В словаре.

В июне 1812 года.

Между Россией и Францией.

Наполеон, т.к. он мечтал покорить весь мир.

Наполеон Бонапарт.

Бородинская битва.

Из-за больших потерь Кутузов приказал войскам отступить к Москве.

Оборона Курганной высоты.

Высказывания детей.

Те, кто воевал на территории, занятой противником.

Денис Васильевич Давыдов.

В декабре 1812 года.

    Первичное закрепление во внешней речи

Сообщения учащихся.

Наполеоновское нашествие.

В конце 18 века в Европе постоянно шли войны. В это время во Франции власть взял в свои руки талантливый полководец Наполеон Бонапарт. Захватив почти все европейские столицы, Наполеон мечтал о Москве.

Наполеон был очень грозным противником. Он был умен, хитер и талантлив как военачальник. Российский император Александр I в переговорах с Наполеоном не шел ему навстречу.

К этому времени почти вся Европа была покорена Наполеоном. Оставалось завоевать Россию. Наполеон серьезно готовился к войне с Россией. Его армия была хорошо вооружена, обучена, имела многократное численное превосходство над русской армией и не знала поражений. Наполеон обещал победоносно завершить русскую кампанию через месяц, и в Европе никто в этом не сомневался - он привел к границам России огромную армию.

В 1812-ом году французская армия вторглась на территорию России. Удар французов был настолько силен, что русские войска не смогли сдержать натиск противника. Русская армия начала отступать. Французы теснили нашу армию в сторону Москвы. Для наполеона было делом чести войти в российскую столицу. Посадите вражеское войско оставляло сожженные деревни и села, разграбление города.

Александр I назначил Михаила Илларионовича Кутузова главнокомандующим русскими войсками. Ум М.И. Кутузова, его чувство предвидения, талант полководца очень помогли русской армии в борьбе с Наполеоном.

Вопросы:

    Кто возглавлял французскую армию?

    Как Наполеон готовился к войне с Россией?

    Почему русская армия начала отступать?

    Что оставляло позади себя вражеское войско?

    Кто и кого назначили главнокомандующим русскими войсками?

Бородино.

После назначения Кутузова главнокомандующим он выбрал место для генерального сражения у села Бородино недалеко от Москвы. Главной задачей Бородинского сражения для Кутузова было перекрыть дороги на Москву.

26 августа 1812 года в 5 часов 30 минут утра грянул бой. Это было величайшее сражение. Оно продолжалось 15 часов. Обе стороны сражались отчаянно, стояли насмерть. Количество потерь было велико как никогда. Узнав о больших потерях (около 60 тыс. убитыми) Наполеон приказал прекратить сражение и отвести войска. Кутузов остался доволен исходом боя. Наполеон не сумел прорвать оборону русских. В Бородинской битве русские войска потеряли свыше 45 тыс. убитыми. Была уничтожена половина армии. У Наполеона еще оставались резервные войска. Кутузов понимал, что продолжая сопротивляться французам, он может потерять всю армию. Продолжать бой было очень рискованно. Кутузов отдал приказ: оставить Бородино и отвести войска к Москве.

2-го сентября русские войска оставили Москву. Вместе с армией население покидало город.

А в это время Наполеон подошел к Москве и остановился на Поклонной горе в ожидании депутатов от москвичей. Да, во всех завоеванных городах Наполеона встречали с почестями, преподносили ключи от города. Такого же приема Наполеон ждал и от московских жителей. Московская депутация с ключами от города не пришла. А вместо ключей Наполеон получил пустой город и страшные пожары в нем.

Вопросы:

    Главная задача Бородинского сражения для М.И. Кутузова.

    Когда начался бой?

    Почему Кутузов М.И. решил отступать?

    Когда русские войска оставили Москву?

Изгнание Наполеона из Москвы.

После московского пожара в Отечественной войне 1812 года произошел крутой перелом. На борьбу с Наполеоном поднялся весь русский народ. Против армии Наполеона началась настоящая народная война. Крестьяне и помещики, чьи поместья разорили французы, шли в партизанские отряды воевать с ненавистными французами, как и бежавшие из плена русские солдаты. Вокруг Москвы действовали сотни отрядов партизан и ополченцев. Они изматывали французскую армию мелкими атаками и стычками. Жители русских городов собирали средства на поддержание русской армии и ополченцев.

Отступление французов было мучительным. Они жестоко голодали. Партизаны громили обозы неприятеля с остатками продовольствия. Наступившая зима совершенно измучила французских солдат. У них не было теплого обмундирования и обуви. Армия Наполеона превратилась в толпу оборванных бродяг.

Армия Кутузова все время шла рядом с французскими войсками. Но в решительный бой с ними не вступала, а изматывала противника в небольших, но постоянных сражениях. Кутузов приказал не выпускать французов со старой Смоленской дороги и гнать их до самой границы.

Наполеон чуть сам не попал в плен.

25 декабря 1812 года было объявлено об окончании войны.

Вопросы:

    Почему армия Наполеона превратилась в толпу оборванных бродяг?

    Когда было объявлено об окончании войны?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Учащиеся подготовили дополнительные сведения. Зачитывают сообщения. Остальные учащиеся отвечают на вопросы.

Наполеон Бонапарт.

- Наполеон серьезно готовился к войне с Россией. Его армия была хорошо вооружена, обучена, имела многократное численное превосходство над русской армией и не знала поражений.

Удар французов был настолько силен, что русские войска не смогли сдержать натиск противника. Русская армия начала отступать.

Посадите вражеское войско оставляло сожженные деревни и села, разграбление города.

Александр I назначил Кутузова М.И.

- Главной задачей Бородинского сражения для Кутузова было перекрыть дороги на Москву.

В Бородинской битве русские войска потеряли свыше 45 тыс. убитыми. Была уничтожена половина армии. У Наполеона еще оставались резервные войска. Кутузов понимал, что продолжая сопротивляться французам, он может потерять всю армию. Продолжать бой было очень рискованно. Кутузов отдал приказ: оставить Бородино и отвести войска к Москве.

Отступление французов было мучительным. Они жестоко голодали. Партизаны громили обозы неприятеля с остатками продовольствия. Наступившая зима совершенно измучила французских солдат. У них не было теплого обмундирования и обуви. Армия Наполеона превратилась в толпу оборванных бродяг.

    Самостоятельная работа с самопроверкой

Открыли рабочую тетрадь с. 42 №5. Выполним самостоятельно.

Найдите одно неверное утверждение и отметьте его знаком «-». Устно дайте объяснение.

    М.И. Кутузов, Н.Н. Раевский, Д.В. Давыдов – одни из героев Отечественной войны 1812 года.

    Главным сражением Отечественной войны 1812 года было Бородинское сражение.

    Войска неприятеля вторглись в Россию в июне 1812 года, а были изгнаны из страны в декабре 1812 года.

    Незадолго до Бородинской битвы войска Наполеона сумели захватить Москву.

    Заграничные походы российской армии закончились в Париже.

Выполняют самостоятельно №5 в рабочей тетради. Устно дают объяснение неверному утверждению.

Ответы:

1. +

2. +

3. +

4. -

5. +

Сначала была Бородинская битва 26 августа (по старому стилю), потом Наполеон захватил Москву 2 сентября (по старому стилю).

    Включение нового знания в систему знаний и повторение

Блицопрос.

Где произошло решающее сражение?

Какой полководец командовал русскими войсками?

Почему Кутузов решил отступить?

Почему Наполеон оставил Москву?

Кто наносил значительный урон отступающим французам?

Что построено в Москве в честь победы над Наполеоном?

Работа с пословицами.

Для каждого ряда учитель предлагает конверт с деформированными предложениями (пословицами).

Откройте конверты и сложите фразу. Что у вас получилось?

    Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

    Родина – мать, умей за нее постоять.

    Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

О каком историческом событии мы сегодня говорили?

Что произвело на вас самое большое впечатление?

Объясните, почему война 1812 года называется отечественной?

Без патриотизма, без горячей любви к своему Отечеству, земле предков, к традициям не родится и чувство единения со всем человечеством – чувство толерантности.

Отвечают на вопросы.

У села Бородино, в 110 км от Москвы.

Михаил Илларионович Кутузов.

Чтобы сберечь войско.

Из-за пожаров, голода армии в Москве.

Партизаны.

Храм Христа Спасителя.

Выполняют задание по рядам. Собирают пословицы.

Об Отечественной войне 1812 г.

Высказывания детей.

Наполеон Бонапарт был уверен в скорой победе. Однако он встретил отчаянное сопротивление всего народа. Война 1812 г. после того, как на защиту Родины встал весь народ, превратилась в войну Отечественную.

    Рефлексия учебной деятельности на уроке

Дополните предложения. (слайд 5)

    Я узнал …

    Я научился …

    Мне понравилось …

    Я бы хотел …

    Новые знания мне …

Д/З учебник с. 112 – 119, РТ с. 39 – 41. (слайд 6)

Дополняют предложения.

Записывают домашнее задание.

Подпись руководителя практики _____________________________

Подпись учителя ______________________________________________

Отметка _________________________

Тема «Отечественная война 1812 года»

Цели:


  • познакомить учащихся с событиями Отечественной войны 1812 года

  • учить работать с картой, с дополнительной литературой

  • развивать речь, память, мышление, внимание учащихся

  • воспитывать любовь к Родине

Оборудование:


  • мультимедийное оборудование

  • CD-диск "История Отечества. 882 -1917 год"

  • портреты героев войны 1812 года

  • иллюстрации Бородинского сражения

  • раздаточный материал с основными событиями 1812 года (для каждого учащегося).

Основные понятия: причины войны, ополчение, партизанское движение, редут, флеши.

I.Организационный момент.

II.Проверка домашней работы:

Какова была международная обстановка в Европе в начале XIX в.?

Каковы основные цели и направления внешней политики России в начале XIX в.?

Как развивались русско-французские отношения в начале XIX в.?

Какие противоречия существовали между Россией и Францией?

Беседа заканчивается обобщением учителя.

III.Изучение новой темы

План.

1.Причины войны.

2.Начало войны.

3.Бородинское сражение

4.Совет в Филях и оставление Москвы

5.Гибель «Великой армии».

6. Итоги и значение Отечественной войны 1812 года.

Ход урока.
1. Недовольство союзников с каждым годом нарастало. Наполеон обвинял Россию в нарушении континентальной блокады. Александра раздражали продолжавшиеся захваты Франции в Европе. Недовольно было русское общество, считавшее, что во франко-русском союзе России уготована второстепенная роль. Наполеон, подчинив к этому времени почти всю Европу, считал, что на пути уничтожения его главного противника - Англии, стоит Россия. Россия осталась для Наполеона единственным препятствием к господству над Европой. Наполеон говорил: "Русских надо отбросить в их льды, чтобы они не мешали мне". Война была неизбежна. Обе стороны с зимы 1812 года начали активно к ней готовиться.

Запись в тетради:

Тема урока - "Отечественная война 1812 года" (Слайд 1)
Проблемное задание:

Благодаря чему была одержана победа в отечественной войне 1812 года?

Индивидуальные задания:


  • Проследить изменение численности французских войск в ходе войны 1812 года?

2 . В ночь на 12 июня 1812 года французские войска без объявления войны перешли

реку Неман. Началась Отечественная война 1812 года (Слайд 2).Армия Наполеона насчитывала 450 тысяч человек, тогда как у русских на границе было всего 320 тысяч человек.

Александр I призвал всех русских людей объединиться для защиты Отечества.

Основные силы русских делились на 3 армии. Первой армией командовал

генерал Барклай де Толли. Она прикрывала Петербург. Второй командовал

Петр Иванович Багратион. Она прикрывала Московское направление. Третья,

под командованием генерала Тормасова, прикрывала Киев (Слайд 4).

(Рассказ учителя сопровождается показом на карте основных русских сил)

Наполеон сосредоточил против России примерно 600 тысяч человек. Ни одна из армий не могла удержать Наполеона. Это он хорошо понимал и не мог допустить, чтобы армии соединились. Но армии Багратиона и Барклая начали отступление, уклоняясь от генерального сражения, но давая отпор французам. Армии соединились в Смоленске, где 4-6августа произошло крупное сражение. (Слайд 5)

Запись в тетради:

Город сдался. Отступление продолжалось. Война затягивалась. План Наполеона "захватить Россию одним ударом" срывался.
-Ребята, как вы думаете почему начальный этап войны был неудачным для России?

Неудачное для России начало войны связывали (с кем ?) с главнокомандующим Барклаем-де-Толли.


Барклай был отважным человеком и талантливым полководцем, но не общался с солдатами и не был любим ими. Стал вопрос о главнокомандующем.

Все чаще раздавались призывы назначить главнокомандующим М.И.Кутузова. В августе он был назначен. . Это назначение с восторгом встретили войска. Говорили "Приехал Кутузов бить французов". Боевой дух армии был поднят. Сам Кутузов

готовился к генеральному сражению. (Слайд 6)
3. Бородинское сражение.

22 августа главные силы русской армии остановились у села Бородина, в 110 км от Москвы (работа с картой), и преградили путь неприятелю.(Слайд 7)

Запись в тетради:

26 августа у села Бородино под Можайском произошло самое крупное сражение Отечественной войны.

Соотношение сил.(Слайд 8)

Русские войска:

132 тысячи человек.


  • 624 ствола артиллерии.

Наполеоновские войска:


  • 135 тысяч человек.
578 стволов орудий.
Длилось сражение целый день. Река Колочь защищала правый фланг русской армии. На левом был построен Шевардинский редут, который 24 августа был захвачен французами. Сзади него земляные укрепления - Багратионовские флеши.
Словарная работа:

Редут - укрепление сомкнутого вида, как правило земляное, с валом и рвом, предназначенное для круговой обороны.

Флеши - земляные укрепления.
В центре земляной курган, на котором расположились артиллерия и войска генерала Раевского.
Рано утром основной удар направлен на Багратионовские флеши. 6 часов солдаты сдерживали натиск врага. Был смертельно ранен Багратион. Одновременно удар шел на батарею Раевского. К центру обороны подтягивались свежие силы. Курганная высота тоже была взята. Но враг дальше не прошел. Сражение, продолжавшееся более 12 часов затихло.

Потери:


    Русских - 46 т. человек.

  • Французов - 58 т. человек.(Слайд 9)

Огромные потери в русской армии заставили Кутузова не продолжать сражение на следующий день.

Какое значение имело это сражение?

(Армия Кутузова сохранена, дух Наполеона сломлен.)

В честь этих событий в 1837 году к 25-летию Отечественной войны М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Бородино». Он попытался воспроизвести бородинские события посредством рассказа участника сражения.

Стихотворение читают дети

Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые!

Не даром помнит вся Россия

Про день Бородина!...

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушке на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки

Французы тут как тут...

Два дня мы были в перестрелке.

Что толку в этакой безделке?

Мы ждали третий день...

И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Ну ж был денёк!

Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И все на наш редут.

Вам не видать таких сражений,

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри - не вы.

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля,

Когда б на то не Божья воля

Не отдали б Москвы!

4. Совет в Филях и оставление Москвы
4. 1 сентября в крестьянской избе в деревне Фили Кутузов решил оставить Москву без боя.

Запись в тетради:

"С потерей Москвы не потеряна Россия, нужно сберечь армию, сблизиться с войсками, идущими на подкрепление". Это решение не одобрили многие генералы.
- Почему Кутузов считал необходимым оставить Москву?
Без свежих подкреплений, на неудобной позиции Кутузов не решался дать сражение. "Пока цела армия, есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва - вся Россия будет потеряна..."

2 сентября русская армия оставила Москву. Следом за ней город покинуло и насе- ление. Наполеон вступил в опустевший город и отдал его на разграбление своим войскам.Бесчинства закончились пожаром в городе. Московский пожар и мародерство вскоре истребили те запасы продовольствия, которые находились в городе. (Слайд 10)

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

А.С.Пушкин "Евгений Онегин".

Известно, что Наполеон, находясь в Москве, трижды предлагал Александру I начать переговоры о мире. Но все его письма остались без ответа.


- Почему Наполеон столь настойчиво предлагал начать мирные переговоры? Почему Александр I отказался?
Если исходить из целей, которые ставил Наполеон накануне войны, то для него она было окончена. Генеральное сражение на Бородинском поле было дано. Император считал, что он его выиграл. Москву - сердце России - он захватил. Наполеон рассчитывал завершить военную компанию в течение месяца. А был уже сентябрь. Приближалась холодная осень, а затем и зима, к которой французские войска не были готовы. Продолжая оставаться в Москве, Наполеон видел, что его армия разлагается, грабежи и пьянство не прекращаются. Кроме того, коммуникационные линии Наполеона, которые связывали его с Европой, были очень растянуты и ненадежны ввиду действия русских партизан.

Что касается Александра, то известны его слова, сказанные накануне войны с Наполеоном: "Я не начну войну, но не положу оружия, пока хоть один неприятельский солдат будет оставаться в России".

Кутузов сказал: "С потерей Москвы не потеряна Россия". В стране разрасталось партизанское движение.

Кто такие партизаны?

Словарная работа:

Партизан - член народного вооруженного отряда, самостоятельно действующего в тылу врага.

Партизанское движение, как и народное ополчение, свидетельствовало о народном характере войны, когда не только армия, но и весь народ от мала до велика поднялся на защиту своего Отечества. В этой войне прославились отважные партизанские офицеры -Д.В. Давыдов, Александр Никитич Сеславин, Александр Самойлович Фигнер. Большой урон врагу наносили крестьяне - партизаны из отрядов Герасима Курина, Василисы Кожиной.(Слайд 11)
5. Кутузов отступил на юго-восток по Рязанской дороге, но затем, об­манув французов, занял Калужскую дорогу, встав лагерем в с. Тарутино. Таким образом он отрезал путь врагу к тульским оружейным заводам и к черноземным, не разоренным войной губерниям.

Партизаны изматывали противника (Д. Давыдов, А. С. Фигнер).

В Москве Наполеон осознал бесперспективность войны. Не получив ответа на мирные предложения, он в октябре покинул Москву.

За три недели, проведенные в Тарутинском лагере, русская армия отдохнула, подтянула резервы, укрепила артиллерию.

За 36 дней пребывания в Москве французы потеряли 30 тысяч человек. 7 октября вражеские войска покинули столицу и медленно двинулись на юго-запад по направлению к Калуге. Кутузов преградил французам путь у Малоярославца (работа с картой)

Запись в тетради:

Его исход решал вопрос о дальнейшем пути следования армии Наполеона. Небольшой городок, сгоревший дотла, восемь раз переходил из рук в руки. Войска Кутузова оставили его только после того, как заняли удобную позицию, надежно преграждавшую неприятелю путь на Калугу.

Это путь, по которому армия Наполеона пришла в Москву. Дорога была разорена, селения сожжены, жители разбежались, а наступала русская зима.

Покидая Москву, французский император имел в строю 100 тысяч воинов. Выходя 14 ноября из Смоленска - около 50 тысяч человек. За армией тянулось около 30 тысяч безоружных воинов.

Отступавшие французы находились в тяжелейшем положении. Их преследовали казаки и партизаны, среди которых были и крестьяне, и горожане, и дворяне. От бескормицы падали лошади.

С наступлением холодов положение стало критическим.

В районе реки Березины в Западной Белоруссии остатки армии Наполеона были окружены русскими войсками. Однако вследствие некоторой несогласованности действий русских военачальников Наполеон сумел переправить значительную часть своих войск на другой берег, понеся, правда, огромные потери (около 30 тысяч человек и большую часть артиллерии). Наполеон бросает остатки своей армии и тайно отправляется во Францию, дабы собрать новую армию. В декабре было завершено изгнание захватчиков с территории России.

Запись в тетради:

Однако для завершения разгрома врага и освобождения народов Европы от последствий наполеоновских войн был предпринят длившийся более года заграничный поход русской армии.

С событиями 1813-1814 гг. мы достаточно подробно знакомились в курсе новой истории, поэтому ту часть параграфа 4, которая посвящена Заграничному походу русской армии и Венскому конгрессу, вы прочтете дома самостоятельно.

6. Обсуждение проблемных заданий (сначала индивидуальных, потом общего).


  • Как изменилась численность французских войск в ходе войны 1812 года

  • Какие сословия российского общества участвовали в войне 1812 года?

  • Благодаря чему была одержана победа в Отечественной войне 1812 года?

IV.Закрепление.

1.Кроссворд.

Правильно ответив на вопросы кроссворда, вы сможете прочитать в выделенном столбце слово, означающее характер войны 1812 года.

1.Место, где состоялась главное сражение войны.

2.Полководец, главнокомандующий русской армии.

3.Земляные укрепления.

4.Генерал,командующий 2-й армией после Бородинской битвы

5.Место последнего сражения войны 1812 года.

6.Место соединения Русских армий.

7.Генерал,герой войны 1812 года.

8.Основатель партизанского движения.

9.Пограничная река.

10.Место командного Пункта Наполеона на Бородинском поле.

11.Место отдыха и перегруппировки русской армии.

12.Члены боевых отрядов составленных из местных жителей.

13.Командир русской батареи на Бородинском поле.

2. Тестовые задания

1.Выберите правильный ответ:

а) дата вторжения войск Наполеона на территорию России:


  1. 20 ноября 1805 г. 3)22 июня 1812 г.

  2. 12 июня 1812 г. 4) 26 августа 1812 г.

б) основной замысел Наполеона состоял в том, чтобы:


  1. захватить Москву, Петербург, Киев

  2. разгромить армии русских по одиночке

  3. разбить русскую армию вблизи границы

  4. не вступать в генеральное сражение

г) военное формирование, создаваемое на добровольных началах в помощь


войскам, называется:

  1. полурегулярным войском

  2. партизанами

  3. фуражирами
    4)ополчением

д) целью Заграничного похода русской армии было:


  1. окончательное изгнание врага из пределов России

  2. освобождение Европы

  3. устранение союзников Наполеона

  4. пленение и суд над Бонапартом
Установите соответствие:

а} 1 -я армия 1) П. И. Багратион

б) 2-я армия 2) А. П. Тормасов

в) 3-я армия 3) М. И. Кутузов

4) М. Б. Барклай-де-Толли

3. Укажите принцип образования ряда:

Д. Давыдов, А. Фигнер, Г. Курин, В. Кожина

4. Выберите верные утверждения:

а)причины поражения наполеоновских войск в России:

1)всенародный характер войны со стороны России

2)освободительная война в Европе

3)полководческий талант русских главнокомандующих

4)зимние морозы

5)нежелание Наполеона отменить крепостное право в России

Б) задачи Священного союза:


  1. обеспечение мира в Европе

  2. охрана нерушимости границ европейских стран

  3. освобождение Европы от власти Наполеона

  4. подавление революционного движения противостояние Великобритани

V. Подведение итогов урока.

VI . 7Домашнее задание: параграф 4, вопросы на стр. 34, записи в тетради; выписать в тетрадь итоги Венского конгресса

Тема: "Отечественная война 1812 года

Цель урока: сформировать представления учащихся о войне 1812 года.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. показать состояние Российского государства к началу XIX века; определить цель Отечественной войны 1812 года;
  2. познакомить с Бородинским сражением; показать роль М. И. Кутузова в войне; сформировать понимание неизбежности оставления Москвы; раскрыть результаты Отечественной войны;
  3. сформировать понимание героизма народа в Отечественной войне 1812 года, связи дворянского сословия и народных масс в справедливой борьбе против захватчиков.

Развивающие:

  1. развивать познавательный интерес, устную речь учащихся;
  2. развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

  1. воспитывать патриотизм, чувство гордости, уважения, восхищения подвигом русских воинов под командованием М. И. Кутузова;
  2. содействовать развитию познавательного интереса учащихся к истории

Оборудование.

Портрет М.И.Кутузова и Б. Наполеона

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Как Кутузов бил французов
Узнать сегодня предстоит.

II. Введение в тему. Целеполагание.

Ученик.

Скажи-ка, дядя, ведь недаром,
Москва, спалённая пожаром
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина.

Учитель. Скажите, о чём говорится в стихотворении?

Учитель. Как вы думаете, почему мы начали урок с отрывка из этого стихотворения?

Учитель . Скажите, а между какими странами происходили боевые сражения?

Учитель. Да, о военных событиях, которые произошли в 1812 году, М.Ю. Лермонтов написал стихотворение “Бородино”. Вот об этих событиях мы будем говорить сегодня на уроке.

Тема нашего урока “Отечественная война 1812 года”.

Задачи сегодняшнего урока вы определите сами. Прочитайте заголовок 1 колонки.

(Приложение 1)

Что я уже знаю

Что я хочу узнать

Что я теперь уже знаю

Чему я буду учиться

Учитель. Что вы узнали из услышанного отрывка стихотворения?

Дети отвечают:

1. Москва отдана французам.

Учитель. Прочитайте заголовок 2-й колонки.

Что бы вы хотели узнать, исходя из темы урока?

Учащиеся:

1. Причины начала войны.

2. Кто командовал войсками?

3. Кто одержал победу? (Все причины прикрепляются на доску)

Учитель. Обратите внимание на 4-ю колонку. Скажите, чему вы будете учиться на уроке? (Дети отвечают, а учитель прикрепляет к доске заранее заготовленные “предположительные ответы учащихся”)

1. Работать с картой.

2. Находить места сражений.

3. Делать выводы, обобщать, отвечать на вопросы.

III. Работа по теме урока.

Учитель. Чтобы ответить на первый вопрос, давайте обратимся к источнику информации, к нашему учебнику. Откройте учебник на 112 странице и прочитайте 1 абзац. (Работа в группах)

Учитель. Какова же причина нападения на Россию? (3-я колонка)

(Дети отвечают. Ответ выносится на доску )Наполеон мечтал покорить весь мир .

Учитель. А сейчас давайте обратимся за помощью к историкам и узнаем, кто же такой Наполеон?

Слайд №2

Историк. Наполеон Бонапарт – человек необычной судьбы. Он родился 15 августа 1769 года на небольшом острове Корсика, принадлежавшем Франции. Сын бедного дворянина, Наполеон окончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, затем стал консулом – т.е. должностным лицом, представляющим интересы своего государства и его народа (работа с термином - вынести на доску), а в 1804 году Наполеона провозгласили императором.

Слайд №3

В течение всего времени, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно воевала. В конце концов, он стал властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь мир. “Через 3 года я буду господином всего мира. Остаётся Россия, но я раздавлю её” - заявил Наполеон перед вторжением в Россию. Рассказывают, что о приказал выбить медаль с изображением Бога и с надписью «Тебе небо, мне земля»

Слайд №4

Наполеон собрал 600 тысяч войска из подвластных ему народов и двинул их в Россию. «Я иду в Москву, -говорил он, -и в одно или два сражения всё кончу. Император Александр на коленях будет просить у меня мира!» В самом деле, всё предвещало французам несомненный успех: громадность сил, гений полководца, его удача и непобедимость. В русском народе имя Наполеон распространяло какой-то таинственный страх

Учитель. Теперь вы можете ответить на второй вопрос?

2. Французской армией командовал Наполеон . (3-я колонка – на доску)

Учитель. В 1812 году войска Наполеона перешли границу России. С вторжения наполеоновской армии на нашу русскую землю и началась война 1812 года.

Давайте обратимся к летописцам и с их помощью узнаем, как же Наполеон начал осуществлять свои планы.

Летописец. В 1812 году войска Наполеона перешли границу России. Он рассчитывал на быструю и лёгкую победу. По планам Наполеона, после нескольких сражений Россия должна была просить мира. Однако, вопреки ожиданиям Наполеона, в России он встретил отчаянное сопротивление, и не только армии, но и всего народа. Русская армия отступала в глубь страны. Жители бросали свои дома и уходили вместе с войсками. Крестьяне поджигали посевы, забирали с собой скот. Наполеоновская армия двигалась по разорённой территории. В русском народе имя Наполеона распространяло какой-то таинственный страх, но общее мнение было: лучше погибнуть, нежели покориться ненавистному врагу.

Учитель. Удалось ли Наполеону быстро осуществить свой план? Почему? (Дети отвечают)

Слайд №5

Учитель. Война принимала затяжной характер. Все планы Наполеона рушились. Русская армия продолжала отступать в глубь страны.

Ученик.

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
“Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?”

Слайд №6

Переправившись через Неман, Наполеон отправил один отряд войск к северу, с целью угрожать Петербургу, а сам с главными силами устремился в Москву. Император Александр мог выставить против страшного врага не более 200 тысяч войска. Но с первого же шага неприятеля по России народ сам стал подниматься на защиту Отечества: мирные поселяне превращались в смелых воинов.

Слайд №7

Государь издал манифест о народном ополчении, в котором говорил: «Да встретит неприятель в каждом дворянине Пожарского, а в каждом духовном- Палицына, в каждом гражданине –Минина! Соединитесь все!»

Учитель. Но командиры не боялись “изорвать чужие мундиры”, а тщательно готовились к генеральному сражению. После взятия Смоленска, (показать на карте) наполеоновская армия продолжала продвигаться в глубь страны. И когда до Москвы оставалось 100 вёрст, (верста – русская мера длины, равная чуть больше 1 км – работа с новым термином - вынести на доску )

Ребята, а, сколько это километров? (Ответы детей)

Главнокомандующим российской армии был назначен Михаил Илларионович Кутузов.

Давайте обратимся к историкам и узнаем, кто же такой М.И. Кутузов?

Слайд №8

Историк. М.И. Кутузов родился в 1745 году. Он выходец из дворянского рода, получил прекрасное домашнее воспитание. 12-ти летний Михаил после сдачи экзамена был зачислен капралом (капрал – младшее командное звание до начала XIX века – вынести на доску) в Соединённую Артиллерийскую дворянскую школу. В 1761 году, когда ему было 16 лет, он получил первый офицерский чин, а в 17 лет уже в чине капитана был назначен командиром роты пехотного полка, во главе которого стоял А.В. Суворов. Кутузов сделался, известен ещё при Екатерине Второй. При взятии Измаила он отличился своей храбростью и умением. Не раз его жизнь находилась в опасности. От одной раны он лишился глаза, в другой раз пуля прострелила ему шею, но судьба хранила героя.

Слайд №9

“Видно, - говорил доктор, - Бог бережёт голову Кутузова на что-нибудь необыкновенное, если он остался жив после двух таких ранений”.

Слайд №10

С тактикой и искусством Наполеона Кутузов был знаком в деле. В 1805 году Россия помогла Австрии против Наполеона, русскими тогда командовал Кутузов. Наполеон заставил австрийцев сдаться, прежде чем они успели соединиться с русскими, и Кутузов должен был отступать. Это отступление было совершено на пространстве в 350 вёрст, и сопровождалось такими хитрыми и искусными маневрами, что Наполеон прозвал Кутузова старой лисицей. Теперь Кутузову было 67 лет, но он был бодр, активен

Учитель. Давайте ответим на второй вопрос – кто командовал российской армией?

Российской армией командовал М.И. Кутузов. (3-я колонка – выносится на доску )

Слайд №11

Учитель. Кутузов начал подготовку к решительному сражению. Оно произошло на широком поле, у деревни Бородино в 110 км от Москвы (карта, атлас у уч-ся). Несмотря на то, что русская армия была меньше французской, Кутузов решил дать Наполеону сражение. Две огромные армии стояли одна против другой. Здесь, 26 августа 1812 года (дату на доску), и произошло Бородинское сражение.

Слайд№12

Про ночь накануне Бородинской битвы старый солдат в стихотворении Лермонтова рассказывает так:

«Прилёг вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый,

Как кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус»

Слайд №13

Покой длился не долго. С рассветом с неприятельской стороны грянул выстрел, за ним –другой, и вскоре загудела пальба, как страшная буря. Ядра визжали над головами, вырывали десятки людей из рядов. Повсюду лежали раненые, везде алела свежая кровь. Так началась Бородинская битва.

Слайд№14

Летописец. Битва происходила на тесном пространстве, и ни одна из сторон не хотела отступать. В этом страшном побоище обе стороны потеряли до 50 тысяч человек – каждая. Огромное поле было всё взрыто ядрами, везде трупы людей, лошадей. Умирающие, стонущие и плачущие раненые. Кучи покинутого и разбитого оружия. Река Колоча запружена трупами, вода окрашена кровью. Наполеон впоследствии писал: “Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой”.

Слайд№15

Учитель. Поздно ночью, на военном совете в подмосковной деревушке Филе в избе крестьянина, собрались военачальники решать, как быть дальше. Кутузов принял непростое решение: оставить Москву.

Как вы думаете, почему он принял такое решение? (Дети высказывают свои мнения, делают выводы и отвечают на вопрос)

Учитель. Трудное решение принял Кутузов – отступить, оставив Москву. Наполеон, войдя в пустую и пылающую Москву, стал ждать, что москвичи принесут ему ключи от города, как это было в других городах Европы.

“Напрасно ждал Наполеон,
Москвы коленопреклонённой...
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою…”

Слайд №16

Наполеон, войдя в пустую, пылающую Москву, стал ждать просьбы императора Александра о мире. Напрасно! Кутузов заявил Наполеону, что, по его мнению, войны настоящей ещё не было, она только начинается. Наполеон ясно увидел свою гибель и через 6 недель бросился вспять За месяц пребывания в столице, запасы продовольствия иссякли. Армия, великая и непобедимая, стала превращаться в шайку бандитов и разбойников. Наполеон понял, что армия разлагается. Так и не дождавшись предложения о заключении мира, Наполеон решает покинуть Москву. Началось отступление его армии из России. И здесь наступает очередь русской армии преследовать неприятеля. (Карта). Большой урон отступающей французской армии наносили партизаны. Это были крестьяне, вооружённые вилами, дубинами и брошенным оружием. Вскоре захватчики были изгнаны с родной российской земли, а российская армия дошла до самого Парижа, тем самым, пожив конец завоевательной политике Наполеона.

Учитель. Из 600 тысячной французской армии осталось только 30 тысяч солдат. Когда Наполеон прибыл в Париж, его спросили про армию, он сказал: “Армии больше нет”.

Сделайте, пожалуйста, вывод, кто же одержал победу в Отечественной войне 1812 года?

Победу одержала Российская армия . (3-я колонка, ответ на доску)

Слайд №16

Отечественная война 1812 года –значимое событие в русской истории

В ходе военных действий погибло около 300 тысяч человек. Многие западные районы были разорены. Все это оказало огромное влияние на дальнейшее внутреннее развитие России.

В борьбе с армией Наполеона проявились героизм, мужество, патриотизм и любовь всех слоев русского общества к своей Родине.

Слайд №17

Бородинское поле. Главный монумент на месте, где была батарея.

IV. Закрепление изученного материала.

Слайд №18-19

1.Кто был у власти во Франции в те годы? (Полководец Наполеон Бонапарт)

2.О чём мечтал Наполеон? (Покорить мир)

3.Когда французская армия вторглась в Россию? (1812году)

4.Почему русская армия начала отступление? (Французы были очень сильны)

5.Кто был назначен главнокомандующим русскими войсками? (Михаил Илларионович Кутузов)

6.Где произошло решающее сражение? (У села Бородино, в 110 км от Москвы)

7.Почему Кутузов Решил отступить? (Чтобы сберечь войско)

8.Почему Наполеон оставил Москву? (Пожары, голод, болезни постигли французов в Москве)

9.Кто наносил урон отступающим французам? (Партизаны)

10.Что построено в Москве в честь победы над Наполеоном?(Храм Христа Спасителя)

V. Домашнее задание.

Выполните творческое индивидуальное задание. Приложение 4.

VI. Итог урока. Оценки.

Рефлексия. (Дети выбирают любое начало предложения и заканчивают его)

Сегодня на уроке: Я узнал (-а) … Я научился (-лась) …

Мне понравилось … Я бы хотел (-а) … Новые знания мне …

Вы выполнили те задачи, которые ставили перед собой в начале урока?

Что вы можете сказать о том, как вы потрудились на уроке?

  1. отлично
  2. хорошо
  3. удовлетворительно
  4. плохо

Урок окончен. Всем спасибо.

Приложение 1

(Таблица заполняется постепенно, по мере изучения материала. Так она должна выглядеть к концу урока)

Что я уже знаю

Что я хочу узнать

Что я теперь уже знаю

Чему я буду учиться

1. Москва отдана французам.

2. Бородинское сражение между Россией и Францией.

1. Причины начала войны.

2. Кто командовал войсками?

3. Кто одержал победу?

1. Наполеон мечтал покорить весь мир.

2. Французской армией командовал Наполеон.

Российской армией командовал М.И. Кутузов

3. Победу одержала Российская армия.

1. Работать с картой.

2. Находить места сражений.

3. Делать выводы, обобщать, отвечать на вопросы.

4. Объяснять исторические даты и новые термины.

Фрагменты этой таблицы (1, 2, 3 колонки) я заимствовала в ежемесячной методической газете для учителей начальной школы “Начальная школа” № 48 за 2004 год. Авторы Мастерской – “Уроки по родной истории” - Е. Рогалева и Т. Соловьёва.

Приложение 2

Индивидуальные карточки с творческим заданием.

Творческое домашнее задание:

Составь задание к игре “Четвёртый лишний” по теме “Отечественная война 1812 года”.

Составь кроссворд по теме “Отечественная война 1812 года”.

Нарисуй рисунок по данной теме урока.

Подготовь сообщение о партизанском движении во время войны 1812 года.

Подготовь вопросы по проверке домашнего задания

Наполен Бонапарт В течение 10 лет, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно воевала. В конце концов, он стал властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь мир. «Через три года я буду господином всего мира… Остаётся в Россия, но я раздавлю её», заявил Наполеон перед вторжением в Россию. Рассказывают, что о приказал выбить медаль с изображением Бога и с надписью «Тебе небо, мне земля»

Наполеон собрал 600 тысяч войска из подвластных ему народов и двинул их в Россию. «Я иду в Москву, -говорил он, -и в одно или два сражения всё кончу. Император Александр на коленях будет просить у меня мира!» В самом деле, всё предвещало французам несомненный успех: громадность сил, гений полководца, его удача и непобедимость. В русском народе имя Наполеон распространяло какой-то таинственный страх

Общее мнение было у народа: лучше погибнуть, нежели покориться ненавистному врагу.

Переправившись через Неман, Наполеон отправил один отряд войск к северу, с целью угрожать Петербургу, а сам с главными силами устремился в Москву. Император Александр мог выставить против страшного врага не более 200 тысяч войска. Но с первого же шага неприятеля по России народ сам стал подниматься на защиту Отечества: мирные поселяне превращались в смелых воинов.

Государь издал манифест о народном ополчении, в котором говорил: «Да встретит неприятель в каждом дворянине Пожарского, а в каждом духовном- Палицына, в каждом гражданине –Минина! Соединитесь все!»

Михаил Кутузов Кутузов сделался известен ещё при Екатерине II . При взятии Измаила он отличился храбростью и умением. Суворов в донесении Писал о нём: «Кутузов шёл у меня на левой руке, но был моею правой рукой». Не раз его жизнь находилась в опасности, от одной раны он лишился глаза, а в другой раз пуля прострелила ему шею, но судьба хранила героя.

«Видно, говорил доктор,- Бог бережёт голову Кутузова на что-нибудь необыкновенное, если он остался жив после двух таких опасных ран»

С тактикой и искусством Наполеона Кутузов был знаком в деле. В 1805 году Россия помогла Австрии против Наполеона, русскими тогда командовал Кутузов. Наполеон заставил австрийцев сдаться, прежде чем они успели соединиться с русскими, и Кутузов должен был отступать. Это отступление было совершено на пространстве в 350 вёрст, и сопровождалось такими хитрыми и искусными маневрами, что Наполеон прозвал Кутузова старой лисицей. Теперь Кутузову было 67 лет, но он был бодр, активен.

Новый главнокомандующий, прибыв в армию, про себя сказал: «Как можно отступать с такими молодцами!» Все с нетерпением ждать боя, но на следующий день был отдан приказ отступать. На расстоянии 100 вёрст от Москвы, близ села Бородино Кутузов остановился. Здесь 26 августа он решил дать Наполеону битву, несмотря на то, что русских было 100 тысяч, а французов – более 130 тысяч.

Про ночь накануне Бородинской битвы старый солдат в стихотворении Лермонтова рассказывает так: «Прилёг вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Но тих был наш бивак открытый, Как кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито, Кусая длинный ус»

Покой длился не долго. С рассветом с неприятельской стороны грянул выстрел, за ним –другой, и вскоре загудела пальба, как страшная буря. Ядра визжали над головами, вырывали десятки людей из рядов. Повсюду лежали раненые, везде алела свежая кровь. Так началась Бородинская битва.

Битва происходила на тесном пространстве, и ни одна из сторон не хотела отступать. В это м ужасном побоище, длившемся 15 часов, обе стороны потеряли до 50 тысяч человек каждая.

1 сентября 1812 года состоялся военный совет в Филях, на котором главнокомандующий российской армией М.И. Кутузов принял трудное, но волевое решение – отступить, оставив Москву врагу. Жителей заранее предупредили об отступлении и многие из них покинули город. Всем известны знаменитые слова русского полководца: «С потерей Москвы не потеряна Россия». В последствии эти слова подтвердятся…

Наполеон, войдя в пустую, пылающую Москву, стал ждать просьбы императора Александра о мире. Напрасно! Кутузов заявил Наполеону, что, по его мнению, войны настоящей ещё не было, она только начинается. Наполеон ясно увидел свою гибель и через 6 недель бросился вспять

Отечественная война 1812 года –значимое событие в русской истории. В ходе военных действий погибло около 300 тысяч человек. Многие западные районы были разорены. Все это оказало огромное влияние на дальнейшее внутреннее развитие России. В борьбе с армией Наполеона проявились героизм, мужество, патриотизм и любовь всех слоев русского общества к своей Родине.

Бородинское поле. Главный монумент на месте, где была батарея.

Закрепление изученного. 1.Кто был у власти во Франции в те годы? (Полководец Наполеон Бонапарт) 2.О чём мечтал Наполеон? (Покорить мир) 3.Когда французская армия вторглась в Россию? (1812году) 4.Почему русская армия начала отступление? (Французы были очень сильны)

5.Кто был назначен главнокомандующим русскими войсками? (Михаил Илларионович Кутузов) 6.Где произошло решающее сражение? (У села Бородино, в 110 км от Москвы) 7.Почему Кутузов Решил отступить? (Чтобы сберечь войско) 8.Почему Наполеон оставил Москву? (Пожары, голод, болезни постигли французов в Москве) 9.Кто наносил урон отступающим французам? (Партизаны) 10.Что построено в Москве в честь победы над Наполеоном? (Храм Христа Спасителя)


КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kuroku.ru» — Удобрение и подкорм. Овощи в теплицах. Строительство. Болезни и вредители