Что такое филантроп. Отличие мизантропа от филантропа. Как ведут себя филантропы в разных жизненных ситуациях

А, м. philanthrope m. Тот, кто занимается филантропией, благотворительностью. БАС 1. Живописцу показалась бы голова его слишком велика; но Филантроп нашел бы в ее образовании какие то знаки благоразумного человеколюбия. Карамзин Переводы 6 101.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ФИЛАНТРОП - (греч., этим. см. филантропия). Человек, посвятивший себя делам филантропии, занимающийся улучшением участи людей. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФИЛАНТРОП греч.; этимологию см. филантропия.… … Словарь иностранных слов русского языка

Филантроп - лицо, занимающееся благотворительной деятельностью. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

ФИЛАНТРОП - ФИЛАНТРОП, филантропа, муж. Человек, склонный к филантропии, занимающийся филантропией. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ФИЛАНТРОП - ФИЛАНТРОП, а, муж. Человек, к рый занимается филантропией. | жен. филантропка, и. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ФИЛАНТРОП - (греч. philanthropies) человек, занимающийся благотворительной деятельностью. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

ФИЛАНТРОП - человек, занимающийся благотворительной деятельностью … Энциклопедический словарь экономики и права

Филантроп - I м. 1. Приверженец филантропизма [филантропизм I]. 2. Представитель филантропизма [филантропизм I]. II м. 1. Тот, кто занимается филантропией. 2. устар. Человеколюбец. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

филантроп - филантроп, филантропы, филантропа, филантропов, филантропу, филантропам, филантропа, филантропов, филантропом, филантропами, филантропе, филантропах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Книги

  • , Невинс Аллан. В предлагаемой книге автор Аллан Невинс анализирует многогранную, но в то же время в определенном смысле ограниченную личность Джона Д. Рокфеллера. Детские годы, неординарные родители, начало… Купить за 511 руб
  • Джон Д. Рокфеллер. Промышленник и филантроп , Невинс А.. В предлагаемой книге автор Аллан Невинс анализирует многогранную, но в то же время в определенном смысле ограниченную личность Джона Д. Рокфеллера. Детские годы, неординарные родители, начало…

Каждый человек в своей жизни играет сразу несколько ролей. Помимо основных (сын, коллега, сестра, друг) существуют и второстепенные категории, к которым человек может отнести себя по собственному желанию. Это и коллекционер, и донор, и путешественник. Зачастую эти роли носят социальный и неформальный характер. Одной из таких групп по интересам является и филантропия. Но кто же такой филантроп? В этой статье мы подробно расскажем об этих людях и разберём, в чём заключается их общественная функция.

История понятия филантропии

Буквальное значение данного слова – любовь к людям. Филантропия, как направление человеческой деятельности и социальная роль, зародилась очень давно — в период античности. Одним из первых современников, всерьёз задумавшихся о человеческой добродетели, был Аристотель. Он задавался множеством вопросов, в числе которых были природа добра, акт дарения, мотивы помощи другим. Греческий философ глубоко изучал бескорыстность в момент вручения даров или оказания поддержки в земных делах. Он считал, что добро должно исполняться с чистыми намерениями, без ожидания похвалы или оплаты, в противном случае благое действие добром не является. Самым простым и популярным примером дарения и тогда, и сейчас являются подаяния, раздача милостыни нищим и пожертвования в минимальных размерах.

Филантропия, как чётко сформированное понятие, нашло своих последователей сначала в Восточной, а потом и в Западной Европе. На середину XII века приходится активный период становления благотворительности. Добродетель в большинстве своём проповедуют религиозные деятели, просвещая прихожан о пользе пожертвований для человеческой души. Всё больше состоятельных людей объявляют себя филантропами, оказывающими финансовую поддержку организациям и бедным людям. Франция и Великобритания были в числе первых стран, создавших благотворительные фонды.

Благородные инициативы переняла и Америка. Экономический рост в этом государстве способствовал жертвенности и передаче денежных средств сторонним организациям и нуждающимся группам людей. Кроме того, в XIX веке в США стало модным демонстрировать собственный престиж и самостоятельность. Благотворительность считалась хорошей возможностью для меценатов показать себя в лучшем свете.

На Руси филантропия появилась вслед за Америкой. С момента принятия христианства стала активно проповедоваться добродетель. Первыми помощниками нищим стали русские князья Ярослав и Владимир Мономах, призывающие народ помогать ближнему, кто чем может.

Кто такой филантроп

Прежде всего, это социальная позиция, через которую человек сам себя характеризует и выражает в обществе. Филантроп – человеколюбец, который готов оказывать моральную и материальную поддержку всем, кто в ней нуждается. Большинство из нас помогают своим близким. Но отличительной особенностью филантропа является осуществление добрых намерений чужим незнакомым людям. Такие добрые люди готовы тратить своё время и
деньги, облегчая жизнь других.

Те, кто любят людей, не ждут, когда их попросят о помощи. Напротив, они сами ищут и находят бедных и обездоленных. Иногда о нуждающихся филантроп узнаёт случайно, по воле случая. Он просто не может остаться в стороне, когда отдельным людям нечего есть или негде жить. Филантроп создаёт благотворительные фонды или является их активным участником. Находясь в числе деятелей благотворительных организаций, человеколюбцы могут привлекать к помощи нуждающимся и новых людей, убеждая их в важности свершения благих дел.

Филантроп вообще считает, что человек, как индивид, является высшим звеном эволюции, вобравшим в себя все лучшие качества. Человеколюбец намеренно не обращает внимания на недостатки и низменные помыслы людей. Он занят тем, чтобы найти в каждом что-то хорошее и светлое, чтобы в очередной раз убедиться в безупречности двуногих существ. Ярким примером гуманного отношения ко всем людям является мать Тереза.

Филантропия изначально является довольно широким понятием, которое включает в себя любовь ко всему человечеству и к каждому человеку в частности. В более узком смысле – это любая форма помощи и содействия другим. Но зачастую в современном обществе под филантропией имеют в виду благотворительность и меценатство, формирование фондов добрых дел и организацию специализированных мероприятий, полученные средства от которых передаются в детские дома или направляются на строительство больниц. Это лишь малая часть вариантов использования материальных благ.

Чем филантроп отличается от мизантропа

Существует антипод филантропа – это мизантроп. Такого человека можно охарактеризовать, как ненавистника по отношению к людям. Он является полной противоположностью филантропа и не желает помогать другим. Мизантроп старается избегать человеческого общества и каких-либо форм взаимодействия с окружающими. В своих разговорах он подчеркивает никчемность людей и выискивает у них недостатки, чтобы убедить в своём мнении окружающих.

Несмотря на свою категоричную позицию, мизантроп никому не желает зла. Он просто разочарован в сущности человеческой природы и не желает мириться с людскими слабостями. В отличие от филантропа, человеконенавистник считает, что человек своими необдуманными действиями, праздностью и халатностью рано или поздно погубит всё хорошее, что существует на земле.

Считается, что филантропия или мизантропия становятся жизненной позицией человека в процессе его становления. Любовь или ненависть не являются врожденными качествами. Они приобретаются с течением жизни, когда человек увидит добро и зло, хороших и плохих людей, а также сделает свои выводы. Только потом он причисляет себя к одной из категорий.

Когда и почему становятся филантропами

Изначально филантропия подразумевала осуществление благих дел, основанных на чистоте намерений и светлых помыслах. Но с развитием экономики и общества в большинстве государств благотворительность превратилась в способ создания безупречной репутации. Ведь все любят добрых людей. Кроме того, большое значение для меценатов имеет демонстрация личной состоятельности. Оба фактора, извлекаемые из пожертвований и спонсорства, могут стать удачной возможностью для дальнейшего развития предпринимательства и ещё большего увеличения прибыли.

Сегодня каждый может найти информацию о последних благотворительных мероприятиях с участием знаменитостей. Помимо светских раутов часто проводятся благотворительные концерты и другие акции. Публичные личности лично посещают детей в больницах и даже отправляются в горячие точки с гуманитарной помощью пострадавшим от военных действий. Многие из подобных мероприятий освещаются в средствах массовой информации.

Резюмируя всё вышесказанное, можно говорить о следующих причинах свершения добрых дел: формирование положительной репутации, самопрезентация и возможность будущих выгодных проектов, помощь нуждающимся. Да, к сожалению, непосредственно благотворительность находится в конце списка. Таково реальное положение дел в современном мире. Несмотря на корысть и вторичную выгоду, всех этих людей также называют филантропами, ведь фактически они тратят свои деньги на поддержку других.

Искажение понятий добра и зла привело к тому, что в настоящее время вершителей благих дел считают фриками – персонами со странным поведением и поступками, которые не только не скрывают, но и, напротив, открыто демонстрируют свои особенности. Общественность считает неразумным тратить личные средства на чужих людей, не имеющих к ним никакого отношения. Лучше позаботиться о себе и близких, потратив деньги на собственные нужды.

Однако по-прежнему существуют истинные человеколюбцы, движимые внутренними позывами и идеями содействия. Это могут быть совершенно обычные люди, не являющиеся богачами. Напротив, они могут иметь весьма скромные доходы и почти все их отдавать нуждающимся. Своё не совсем разумное поведение филантропы объясняют потребностью помогать. Отдавая личные средства и помогая бедным, они испытывают моральное удовлетворение. После акта дарения у человеколюбца на душе становится спокойно и радостно.

На пути к свершению добрых дел филантропом движут следующие мотивы:

  • стремление выровнять социальное неравенство;
  • потребность в служении людям, желание быть полезным;
  • внутренняя тяга к оказанию помощи;
  • сострадание к нищим и убогим;
  • религиозные влияния;
  • гуманное отношение к человеку, как созданию Творца;
  • желание увековечить своё имя в истории.

Филантропия может проявляться по-разному. Бывают активные человеколюбцы, одержимые идеей помощи и отдающие все свои деньги на благотворительность. Но встречаются и более «спокойные» филантропы, которые оказывают материальную и моральную поддержку в зависимости от своих возможностей. Обычно такие люди не занимаются пропагандой благотворительности, они помогают другим без общественной огласки.

Ребенок-филантроп – какой он?

Большинство родителей с интересом наблюдают за своими детьми, желая уже в раннем возрасте обнаружить какие-либо наклонности малышей. Можно ли заметить у них признаки филантропии? Да, существует ряд опознавательных типов поведения, которые часто указывают на доброжелательность ребёнка и его сострадание к нуждающимся:

  1. Любовь к животным. Если малыш весело играет с братьями меньшими, ласково с ними обращается, гладит и разговаривает с животными, то он является добросердечным. А если кроха то и дело приносит в квартиру бездомного щенка или котёнка с просьбой его накормить и оставить, то это прямое указание на формирование филантропии.
  2. Бережный уход за растениями. Своевременный полив и удобрение почвы говорят об ответственном отношении к беспомощным живым существам. Если ребёнок не рвёт полевые цветы, думая, что им будет больно, значит от способен глубоко чувствовать боль другого.
  3. Желание делиться с ближними. Легкое расставание с тем, что по праву принадлежит малышу, ради того, чтобы порадовать другого, можно считать признаком человеколюбца.
  4. Тяга к сказкам. Имеются в виду отдельные истории, например, «Репка» или «Теремок», где присутствуют элементы взаимопомощи и щедрости.
  5. Тематические беседы. Малыш может начинать разговоры или спрашивать о добре и зле, о справедливости, о бедности и т.п. Интерес к этим темам говорит о задатках филантропа.
  6. Улыбчивость. Доброе выражение лица обычно присутствует у тех детей, которые открыты миру и готовы делиться своим хорошим настроением. Повзрослев, эти люди способны внушать веру в лучшее окружающим.
  7. Реакция на несправедливость. Наблюдая за ребёнком в ситуации, когда с другими незаслуженно плохо обошлись, можно выявить человеколюбца. Если малыш заступается за обиженного, то впоследствии, возможно, он станет филантропом.

Если вы обнаружили один или несколько признаков у своих детей, то это вовсе не значит, что, будучи взрослым, он начнёт заниматься благотворительностью или снимать с себя последнюю рубашку. Но определенная вероятность такого развития событий всё же существует.

Филантропы в профессии и семейных отношениях

Человеколюбец проявляет себя в самых разных ситуациях. Одной из самых значимых сфер жизни является профессиональная деятельность, поэтому филантропа можно вычислить среди сослуживцев. Коллега, любящий людей, на работе ведёт себя следующим образом:

  • охотно берёт на себя дополнительные задачи и обязанности, не требуя при этом повышения зарплаты;
  • выручает сослуживцев, выполняя их часть работы или прикрывая их «грехи»;
  • делится обедом или угощает всех печеньем, конфетами и т.д.;
  • одалживает денег коллегам, не спрашивая о сроке возврата каждый день;
  • организует сборы пожертвований, чтобы передать средства нуждающимся.

Вы можете выявить филантропа и среди своих домочадцев. Вот что делает человеколюбец в кругу своих близких:

  • оставляет последний кусок пирога другому;
  • во время конфликта старается разобраться в ситуации и понять, кто прав, а кто виноват;
  • легко выполняет просьбы: налить чай, убрать комнату вместо другого, помочь с приготовлением ужина;
  • часто дарит подарки или тщательно их подбирает;
  • безоговорочно оплачивает большую часть расходов семьи или вовсе все нужды;
  • всегда в хорошем расположении духа;
  • непривередлив и лоялен в отношениях и реакциях на поведение других.

И, конечно, ваш близкий человек является филантропом, если большую часть семейного бюджета он перечисляет в благотворительные фонды.

Филантропы России и мира

Мы достаточно подробно изучили филантропов. Давайте же узнаем, кто из знаменитых личностей занимается благотворительностью в крупных масштабах. К всемирно известным человеколюбцам относятся:

  1. Принцесса Диана. Под её началом были созданы сотни благотворительных фондов. Принцесса Уэльская создавала госпитали для неизлечимо больных, которых посещала лично. Она финансировала лечение и поддержание детей, страдающих от порока сердца и лейкемии. Ей даже довелось присутствовать на операциях в качестве медсестры. Диана никогда не отмахивалась от нуждающихся, напротив, тянулась к ним, чтобы помочь.
  2. Майкл Джексон. В 2000 году он был занесён в книгу рекордов Гиннеса как самый щедрый и активный меценат. Он перечислял средства в 39 благотворительных организаций. Отдельные жесты певца были весьма неординарны. Так, он написал и исполнил музыкальную композицию, чтобы на собранные деньги помочь голодающим в Африке. Также он предложил сформировать стипендию имени Майкла Джексона, которая должна выплачиваться в институтах афроамериканцам, обладающим особым талантом.
  3. Бил Гейтс. В общей сложности пожертвовал 28 млрд. долларов. Он начинал свой путь филантропа, выделяя средства на исследования в области компьютерных технологий. Затем он создал собственный благотворительный фонд, вложив в него акции компании «Microsoft» на сумму 16 млрд. долларов. Среди целей на ближайшие 10 лет есть и такие: централизованная бесплатная вакцинация от малярии и менингита, обучение и подготовка учителей.
  4. Шакира. Она является послом доброй воли ЮНИСЕФ. Лично организовала «Фонд босых ног», который оказывает разностороннюю поддержку детям в лечении, образовании, социальном становлении. Певица посещала Бангладеш и другие страны третьего мира с целью оказания посильной помощи бедным и пострадавшим от разрушительных ураганов.
  5. Анджелина Джоли. Пожертвовала 1 млн долларов странам третьего мира, за что её провозгласили послом доброй воли ООН. Актриса регулярно посещала бедные страны и доставляла им гуманитарную помощь. Они делала это, даже находясь в положении. Несмотря на наличие своих детей, женщина усыновила двоих малышей из Камбоджи. За благие дела Джоли премьер-министр этой страны велел назвать в честь неё храм.

Среди отечественных добродетелей самыми щедрыми и активными считаются:


Дата публикации: 18.09.2012

Многие знают, что филантроп - это полная противоположность мизантропу. Однако, это не значит, что мизантроп - человек нелюдимый и злой. Так кто же такой мизантроп? И кто такой филантроп? Ответы на эти вопросы ищите в статье…

Кто такой филантроп?

Филантроп - это человек, который искренне любит всех людей и старается им помочь. Филантропы жертвуют деньги сиротам, помогают строить школы и медучреждения в малоразвитых странах. Филантроп может выражать свою любовь к людям в разной форме. Некоторые жертвуют небольшие деньги храмам и больным, а кто-то вкладывает огромное состояние в строительство специальных больниц для бедных. В любом случае, филантроп определённо добрый человек.

Однако, есть особая группа нехороших людей, которые только пытаются казаться филантропами. Например, репутация доброго филантропа может принести больше голосов на выборах и, вообще, улучшить репутацию. Некоторые политики любят в период выборов показать своё доброту таким образом.
А есть и такие, которые занимаются благотворительностью с целью получения больших доходов в будущем. В общем, филантроп с корыстными целями - это уже плохой человек. А потому отличить настоящего филантропа среди обманщиков очень легко. Настоящий филантроп никогда не будет афишировать свою деятельность, так как помогает людям не ради славы и влияния.

Филантропы нужны человечеству. В этом мире, наполненном ненавистью, просто невозможно иногда без помощи доброго человека. Если человек очень беден - это не обязательно значит, что он ленив, иногда в помощи нуждаются люди, которым просто не повезло в жизни (никто не отменял стихийные бедствия и эпидемии). Многие думают, что в России уже не осталось настоящих филантропов, но это не так. За примером далеко ходить не нужно. Например, в городе Казань знаменитая мечеть Кул Шариф была построена на добровольные пожертвования людей. В итоге, 40000 людей пожертвовало сумму в 400 млн. рублей, которой хватило на строительство мечети.

И жертвовали деньги не только мусульмане, так как все люди понимали важность данного строения для города (воссоздание легендарной мечети 16 века). В главном здании мечети теперь стоят книги с именами и фамилиями тех, кто внёс пожертвования.

Кто такой мизантроп?

Мизантроп - это человек, который не любит человечество. С точки зрения медицины есть множество нюансов, позволяющих отличить настоящего мизантропа от человека, который хочет казаться таковым. Мизантроп ненавидит не конкретного человека, а всё человечество. Более того, он испытывает ненависть не к самим людям, а к их отрицательным качествам. А потому мизантропы, как правило, ненавидят и в себе эти человеческие недостатки.

Если человек открыто заявляет, что он мизантроп, то он врёт - он лишь хочет казаться таковым. Особенно это заметно в поведении подростков, которые хотят либо привлечь к себе внимание, либо выдать свои антисоциальные наклонности за особенности личности. Настоящий мизантроп - это человек, не проявляющий открытой враждебности к людям. Такие люди, как правило, общительны и легко могут заводить новые знакомства, но делают всё это только из прагматических взглядов. Если спросить мизантропа, сколько у него друзей, то он назовёт вам одного или двух человек. Друг для мизантропа - это человек, которому можно по-настоящему довериться.

Многие неправильно считают мизантропов злыми, а сам факт мизантропии - негативным. Мизантроп не желает людям зла. Иногда мизантроп даже хочет исправить людей от их недостатков. Однако, мизантроп всё равно испытывает антипатию к людям. А значит, что даже своих настоящих друзей он может бросить, если те начнут проявлять ненавистные мизантропу черты характера: потребительское отношение к жизни и т.д.

При этом мизантроп характеризуется презрительным отношением к законам. Т.е. такие люди умело балансируют между нарушением/соблюдением законов. Они понимают, что законы не обязательно соблюдать, но явное пренебрежение может повлечь отрицательные последствия. При этом мизантроп не считает себя лучше остальных, а наоборот - ненавидит себя за человеческие слабости.

Также как существует множество известных филантропов, существует и множество знаменитых мизантропов. Среди них есть и знаменитые писатели (Мишель Тома), и актёры (Билл Мюррей), и художники (Тревор Браун), и философы (Макиавелли, Ницше).

В итоге…

Филантроп и мизантроп немного размытее характеристики. В каждом из нас есть и любовь к ближнему, и ненависть. Среди филантропов сложно иногда выделить именно бескорыстных филантропов. А среди мизантропов - выделить тех, кто только хочет казаться таковым. В идеале, необходимо, чтобы данную статью писали несколько человек: и филантропы, и мизантропы. Однако, не обязательно быть поваром, чтобы критиковать другого повара за невкусную еду. Поэтому, достаточно вспомнить что-то хорошее в жизни, как в вас появится частичка филантропа, и наоборот.

Спасибо за внимание!


Последние советы раздела «Люди»:

Вам помог этот совет? Вы можете помочь проекту, пожертвовав на его развитие любую сумму по своему усмотрению. Например, 20 рублей. Или больше:)

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ 1998 № 5 Р.Г. АПРЕСЯН

Филантропия: милостыня или социальная инженерия?*

В российском общественном мнении благотворительность, как правило, понимается как усовершенствованная и поставленная на поток раздача материальных благ (в первую очередь денег и оборудования, а также пищи и одежды). Необходимо усилие для того, чтобы увидеть благотворительность в бесплатном предоставлении услуг, передаче знаний и умений. Установка же благотворителя на то, что благотворительность может быть средством воздействия на социальную практику, воспринимается с глубоким подозрением и может встречаться общественным мнением в штыки. Здесь возникает существенный вопрос о том, что такое филантропия и какими должны быть филантропические организации.

Что такое филантропия?

Филантропия (благотворительность) - это деятельность, посредством которой частные ресурсы добровольно распределяются их обладателями в целях содействия нуждающимся (в широком смысле слова1) людям, для решения общественных проблем, а также усовершенствования условий общественной жизни. В качестве частных ресурсов могут быть финансовые и материальные средства, способности и энергия людей. Благотворительность нередко понимают как подачу милостыни. В мотивах и ценностных основаниях благотворительности и милостыни много общего. Но как определенного рода общественная практика благотворительность отличается от милостыни. Милостыня представляет собой индивидуальное и частное действие; в основном она дается просто нуждающимся даже без явной просьбы с их стороны. Она ориентирована на ослабление суровой и не терпящей промедлений нужды. Благотворительность же носит организованный и по преимуществу безличный характер. Даже в случаях обеспечения реализации идивидуальных начинаний (проектов) имеются в виду общественно значимые цели. Она осуществляется по плану, по специально разработанным программам. Вклады в университеты, музеи, больницы, храмы, экологические проекты, равно и в фонды, берущие на себя рациональное распределение собранных средств, - все это филантропия не зависимо от того, направляется ли помощь именно бедным или тем, кто нуждается в помощи.

Милостыня - это помощь в насущно необходимом. Филантропия также проявляется в ситуациях необходимой неотложной помощи (голодающим, терпящим бедствие и т.д.). Масштабные национальные и международ*Статья подготовлена в рамках исследовательского проекта по гранту Программы поддержки исследований (Research Support Scheme) Института "Открытое общество" Фонда Дж. Сороса. 1 Под нуждающимися в данном случае понимаются не только живущие в нужде, но и испытывающие недостаток в дополнительных средствах для реализации своих личных и профессиональных интересов. А п р е с я н Рубен Грантович - доктор философских наук, заведующий лабораторией этики Института философии РАН. ные филантропические акции по оказанию гуманитарной помощи отдельным населенным пунктам или целым районам и даже народам, оказавшимся в острой нужде из-за стихийного бедствия, военного конфликта или экономической катастрофы, предпринимаются постоянно, особенно в последние десятилетия. Однако опыт показывает, что такого рода помощь наиболее эффективно осуществляется государственными организациями или при поддержке государственных служб (имеется в виду необходимость экстренной мобилизации ресурсов, привлечения дорогостоящих транспортных средств и т.д.). Более того, любая чрезвычайная или систематическая помощь остро нуждающимся, по-видимому, должна быть предметом государственного или государством организованного и субсидируемого попечения, поскольку филантропия добровольна. Чрезвычайная помощь или систематическая помощь остро нуждающимся должны быть непременными, иными словами, не зависящими от чьейлибо доброй воли. Филантропия же, помогая в насущно необходимом, также может поддерживать людей и организации просто в желаемом. В этом плане филантропия представляет собой дополнительный фактор автономии и свободы людей - индивидуальных лиц и организованных в сообщества.

В последние десятилетия (начиная с 60-х годов) сложилось устойчивое представление о филантропии не только как о денежных и имущественных пожертвованиях, но и как о безвозмездной, т.е. "общественной", деятельности в собственном смысле этого слова2. Такую активность называют еще "добровольной", хотя иностранное слово "волонтерская", принятое в русском языке для обозначения иного рода вещей, здесь, может быть, более уместно.

Филантропия, как было сказано, направлена на общее благо. Точная квалификация этого понятия имеет важное значение не только с социологической, но и с юридической точки зрения в обществах, где благотворительность и благотворительные взносы освобождаются от налогов. По определению Д. Берлингема, к ней следует относить деятельность: а) цели которой выходят за рамки интересов семьи и непосредственных друзей; б) которая не предпринимается с целью получения прибыли; в) по административному распоряжению . Очевидно, это неоплачиваемая активность. Сюда же относится деятельность групп взаимопомощи и разного рода гражданских инициатив в рамках профессионального и культурного развития, природо и культуроохранных акций и кампаний.

Филантропической является и деятельность, в которой реализуются помимо общественных и личные интересы, в частности такая, которая предпринимается исключительно из личных интересов, но посредством которой достигаются и общественно значимые результаты. "Гордость и тщеславие построили больше больниц, чем все добродетели вместе взятые" - это заслуживающее внимание, не без сарказма высказанное Б. Мандевилем замечание как раз указывает на возможность такого парадоксального сопряжения частных и общих интересов, которое может смущать нравственное чувство, но должно быть тем не менее предметом разумного внимания законодателя, заинтересованного в стимулировании филантропии.

Безразличный для законодателя, но существенный в плане социальной стратификации и социальной мобильности момент заключается в том, что филантропия (в странах с давними ее традициями) является знаком социального статуса. Речь не идет об архаичных стереотипах, отражавших практику благотворительности и помощи (в средневековом обществе), когда благодеяние оказывал богатый бедному, но в социально определенной ситуации отношений старшего и младшего, когда сам факт благодеяния обозначал (а в более поздние времена устанавливал).Добровольная работа в благотворительных кампаниях может быть самой различной по своїм функциям: всегда требуются организаторы {sponsors), зазывалы (boosters), добыватели денег ("фондрайзеры"), наставники (coaches), ведущие (leaders) и т.д. . Слово "добровольный" часто употребляется в значении "произвольный", т.е. самостоятельный (например, некто добровольно, т.е. сам, выплачивает штраф за просроченный коммунальный платеж, хотя о кантовской доброй воле здесь говорить не приходится ченных в ситуацию людей. В наше время элементы той практики в снятом виде сохраняются в рамках филантропии традиционных элит (разумеется, в странах со стабильными традициями филантропии).

Учитывая сказанное о филантропии, насколько обоснованно предположение, что деятельность, в которой жертвуются материальные и личностные ресурсы, может осуществляться нецеленаправленно, без серьезного и ответственного планирования, призванного обеспечить ее максимальную эффективность? Ответ столь очевиден, что сам вопрос можно считать риторическим. Филантропические усилия могут быть и неэффективными. Но, по крайней мере в идеале, филантропия - это всегда целенаправленная, программно организованная, планомерная, сориентированная на позитивный практический результат деятельность. Также очевидно, что планированию подлежит не только исполнительская работа организации. Исходя из своих уставних задач, она принимает решения, формирует программы, разрабатывает или инициирует проекты. Через определение целевых задач и приоритетов, программирование и проектирование филантропическая организация в той мере, в какой ее деятельность имеет общественный резонанс и социальный эффект, осуществляет определеннуюь политику, утверждает свою идеологию или философию. Необходим поворот в общественном мнении для осознания очевидности того, что организованная филантропия - это не повышенная в масштабах милостыня. Это один из механизмов, обеспечивающих стабильность развитого гражданского общества.

Благотворительные фонды и социальная политика государства

Как бы "филантропичны" ни были филантропы, общество заинтересовано в определенных ограничениях их деятельности, которые гарантировали бы его независимость от частных благотворителей. Эти ограничения предполагаются уже самой квалификацией филантропического фонда, определяющей его правовой статус как негосударственной, некоммерческой, самоуправляющейся через попечителей или директоров организации, которая обладает безвозмездно предоставленным капиталом, распределяемым в виде грантов (субсидий/стипендий) или призов, призванных содействовать социальной, образовательной, благотворительной, религиозной и другой деятельности, направленной на общее благо 4.

Этой квалификацией задаются ограничения как на коммерческую деятельность, что, очевидно, не вызывает споров, так и на политическую деятельность. К определению филантропического фонда можно добавить, что это организация не только некоммерческая и негосударственная, но и не ставящая перед собой непосредственных политических целей: филантропические организации не должны быть ни машинами пропаганды", ни стимуляторами негативной по отношению к общественному status quo деятельности, будь то прямые действия граждан и гражданських организаций или лоббирование в законодательных органах новых законов, не говоря о поддержке политических партий и движений.

Но эти ограничения должны носить не только запретительный, но и стимулирующий характер. Частные фонды, если они действительно существуют (и существуют как частные), могут играть в обществе особую роль. Разумеется, нереалистично ожидать, что с их помощью будут решены все социальные проблемы, до которых у государства не доходят руки. Но непременно следует ожидать, что фонды полно и эффективно смогут реализовать то особое положение, которым они обладают в обществе. У фондов нет чудодейственных рецептур. В данной статье достаточна характеристика фонда как негосударственной и некоммерческой организации и мы не придаем значения тем особенностям в деятельности фондов (и ее правовом регулировании), которые обусловлены различием между частным и общественным фондами. По критериям, принятым в США, частным является фонд, основанный одним физическим лицом (жертвователем), семьей или компанией; если же капитал фонда создается несколькими донорами (жертвователями), то это - общественная благотворительная организация (public charily), например разного рода местные фонды (community foundations) общественного института возможность быть независимыми от рыночных механизмов или давления избирателей, благодаря чему при решении сложных общественных проблем могут строить долгосрочные стратегии и аккумулировать значительные интеллектуальные и профессиональные ресурсы для их компетентного и неконъюнктурного практического воплощения.

Филантропические организации - это негосударственные организации. Последнее характеризует не только их юридический статус: они открыты обществу во многих отношениях. Их активность может и не быть совершенно публичной. Другое дело, что необходимо обсуждение того, что в деятельности филантропических фондов или отдельных благотворителей подлежит общественному и государственному контролю и каковы могут быть рациональные критерии для оценки, равно как и самооценки филантропической деятельности.

Фонды располагают и распоряжаются огромными финансовыми ресурсами, подчас сопоставимыми с некоторыми статьями государственного бюджета. Очевидно, это обстоятельство неоднозначно: масштабы и возможные социальные последствия вызывают оправданный вопрос о соотношении фондов как института гражданского общества и государства. Этот вопрос касается даже не контроля, а власти: кому при таких значительных масштабах деятельности фондов в определенных сферах общественной жизни принадлежит приоритет и, стало быть, власть – негосударственным фондам или государству. Одновременно возникает вопрос и о подотчетности негосударственных фондов обществу. Этот вопрос актуален не только в бедных обществах, в которых действуют (напрямую или через слои филиалы) богатые заграничные фонды, подчас способные конкурировать с государством в реализации отдельных направлений социальной, научно-образовательной или культурной политики.

Проблеме соотношения правительственной (государственной) социальной помощи и частной благотворительности уделял специальное внимание Дж.С. Милль еще во времена, когда частная филантропия не получила полномасштабного на уровне общества в целом институционального развития. Между правительственной помощью и частной благотворительностью имеются существенные различия. Главное из них заключается в том, что правительственная помощь носит государственный характер, сориентирована на интересы государства, подчас именно конъюнктурные, и интересы конкретных людей при этом часто действительно не принимаются во внимание . В этом несомненное достоинство государственной помощи: она может быть безличной (и оттого восприниматься как бездушная), но она обязательна. Она должна быть непременной, поэтому обеспечение неимущих, настаивал Милль, должно зависеть от закона, а не от частной благотворительности. Про старую благотворительность, т.е. благотворительность, которую Милль наблюдал, он говорил, что у нее нет возможности для планомерности и систематичности: в одном месте много, в другом - мало. Но то же можно сказать и о современной благотворительности: она не претендует на всеохватность, хотя порой и способна на нее. Милль предъявлял особые требования к государству относительно непременности помощи неимущим. Его аргументация была по-своему неотразимой: "Поскольку государство по необходимости должно содержать неимущего преступника, пока он отбывает свое наказание, то не делать того же для бедняка, не совершившего никакого преступления, значит вознаграждать за преступления" . Так что государство должно помогать неимущим. Другое дело, что эта, как и всякая другая, помощь должна быть рациональной. Миллю принадлежит важная формулировка, которую можно было бы назвать "прагматическим правилом" благотворительности: "Если помощь предоставляется таким образом, что положение лица, получающего ее, оказывается не хуже положения человека, обходившегося без таковой, и если к тому можно добавить: ей трудно претендовать на всеохватность в условиях огромных государств. Так, при всех усилиях современных частных фондов в России добраться до самых отдаленных уголков реципиентами индивидуального конкурсного субсидирования являются главным образом жители центров (в первую очередь Москвы, затем Петербурга, Екатеринбурга и Новосибирска) же на эту помощь могли заранее рассчитывать, то она вредна; но если, будучи доступной для каждого, эта помощь побуждает человека по возможности обходиться без нее, то она в большинстве случаев полезна" . По сути дела, для Милля это и было основным регулирующим ограничением филантропии. А что сверх помощи неимущим, то, как не непременное, но только желательное, может быть уступлено частной благотворительности: в отличие от государственной помощи она может позволить себе делать различие между отдельными случаями действительной нищеты, чтобы кому-то помогать, а кому-то нет: помощь, идущая от частной благотворительности, избирательна, здесь важно лишь, чтобы распределители помощи не брали на себя функции инквизиторов и руководствовались рациональными мотивами, а не капризом .

Сколь ни проницателен был Милль, формулируя "прагматическое правило" помощи, он не увидел существенной практической разницы между государственной помощью и частной филантропией. Нет нужды обращать внимание на то, что аргумент "от преступников" не убедителен, а только остроумен и, безусловно, моралистичен: государство обращает внимание на преступников и окружает их вниманием пенитенциарных учреждений не инициативно, а вынужденно, в ответ на произведенные ими противоправные действия. Неимущие и нуждающиеся не провоцируют таким образом внимание государства, и они не настолько опасны, как преступники. Существо дела в другом. Как показывает разнообразный опыт, именно на ниве государственной помощи, независимо от характера государственной системы имеют место самые крупные злоупотребления, и чем "государственнее" государство, т.е. чем меньше оно контролируется обществом, тем больший масштаб приобретают злоупотребления. Злоупотребления встречаются и в деятельности частных благотворительных фондов; однако обычно более строгий контроль со стороны попечительских советов фондов, а также фискальных служб государства эффективно блокирует такие нарушения. К, тому же частные филантропические фонды не зависят от государственного бюджета.

Они более маневренны и оперативны в оказании помощи, в особенности программной, и, как уже говорилось, менее подвержены конъюнктуре. Роль частной благотворительности в западной истории XX столетия трудно переоценить. Именно активная деятельность филантропических фондов привела к снижению радикализма в политической борьбе, находившейся в зените в XIX веке . Было бы упрощением представлять дело таким образом, что фондам путем финансовых вливаний удалось задобрить политических активистов народной оппозиции и сбить накал политической борьбы. С самого начала фонды Н. Рокфеллера, Д. Карнеги, затем Г. Форда стремились к научной обоснованности своей активности. Эти крупные промышленные и финансовые магнаты приложили все усилия, чтобы организационная сторона филантропии была рационализирована не меньше, чем известная им экономическая деятельность. В ходе развития благотворительных фондов фактически произошла организационная революция, благодаря которой постепенно сформировалось новое пространство общественной практики, где в основе принятия решений и оценки их исполнения лежит экспертиза профессионалов, а нет тех, кто осуществляет общее управление или исполняет решения .

В другой статье на эту тему я уже отмечал, что во второй половине прошлого столетия в деятельности американских филантропических организаций произошли значительные перемены, обусловленные переворотом во взглядах на филантропию ее предназначение связывается с усовершенствованием общества: абстрактное еще для кого-то "благо ближнего" наполняется конкретным смыслом блага сограждан, блага общества. Смысл филантропии усматривается в распределении не просто потребительских благ, а средств, с помощью которых люди сами могут достичь (приобрести) потребительские блага. Такое понимание общественной миссии филантропии предполагало ее перестройку как общественно значимой и целенаправленной деятельности на принципах научности, технологичности, планирования и контролирования результатов. Исходя из новейших результатов развития конкретных социальных наук, организаторы филантропии (а это были главным образом крупные частные фонды) попытались применить в этой сфере принципы социальной инженерии, предполагавшие формулировку проблем в терминах объективно фиксируемых критериев, определение поддающихся контролю целей и тщательный выбор средств, обеспечивающих достижение конструктивных практических результатов.

При этом предполагалось, что технологизация филантропии не подменяет милосердности: филантропия принципиально нереволюционна, а она не должна разрушать существующий порядок ради нового порядка - жизнь меняется силами самих людей, а не активистов-филантропов, филантропы лишь инициируют эти изменения.

Благодаря своей многопрофильности фонды в Америке первой трети XX столетия стали выполнять по отношению к образованию, науке, культуре те функции, которые в Европе традиционно исполняло государство. Более того, в политическом плане широкое развитие филантропических фондов в Америке можно рассматривать как демократическую реакцию на закрытость для общества государственной машины, в которой ключевые роли принадлежали судам и партиям. Основание фондов открывало новый путь - в обход государства - к власти, как способности воздействовать на социальные процессы.

Более всего дискуссии относительно социальной значимости частной филантропии развились на рубеже 70-х годов. К этому времени в полной мере проявились как положительные, так и отрицательные тенденции социально и социально-политически ориентированной филантропии. Начиная с Карнеги и Форда филантропические фонды использовали свою огромную мощь для развития здравоохранения, образования, искусств. Широкие гражданские движения за равные политические и социальные права в Америке 50-60-х годов привели к тому, что в деятельности крупнейших фондов (Форда, Рокфеллера, Карнеги), приоритеты политики которых стали определять леволиберальные интеллектуалы, возобладали идеи коренного реформирования общества. Но к чему это привело? С 60-х годов адепты таких фондовых политик сделали благополучие одним из обязательных прав человека. Это в совокупности с расширенными программами государственной социальной помощи привело к тому, что в США выросло несколько поколений людей, привыкших к зависимости и не желающих социальной самостоятельности. Фонды всячески стремились к расширению размеров материальной компенсации неимущим, в этом проводимая ими линия немногим отличалась от социальной политики государства, провозгласившего курс на создание "общества всеобщего благоденствия", что только укрепляло социально-классовые перегородки. Одновременно проводимые этими фондами просветительские и образовательные программы для этнокультурных меньшинств, внешне вполне прогрессивные, реально способствовали размыванию традиционных для этих меньшинств ценностей и обострению свойственных им социально-экономических и социально-психологических (например, связанных с идентификацией) проблем. В какой-то момент фонды - эти могущественные институты гражданского общества оказались в роли политических таранов, способных изнутри расшатать американскую систему.

Осознание пагубности такой фондовой политики заставило по-новому взглянуть на роль филантропических фондов в обществе - с точки зрения не доноров и не реципиентов филантропической помощи, а именно общества. Наиболее острый вопрос касался того, является ли жертвование и расходование средств делом самих жертвователей или оно должно быть предметом общественного контроля. Мак Дональд обратил внимание на то, что если в годовом отчете за 1938 год президент Carnegie Corporation, С. Myrdal ратовал за содействие беспристрастным научным исследованиям, которые позволили бы обществу лучше понять себя, то в отчете за 1968 год тогдашний президент этого фонда. Pifer, наоборот, выражал надежду, что деятельность фонда поможет сотрясти доставшиеся от прошлого стерильные общественные институты и механизмы, если фонд будет поддерживать те напористые новые общественные организации, которые благополучные слои американского общества рассматривали бы как источник беспокойства и, возможно, опасности . вопрос касался стандартов осуществления выбора между общественными и частными интересами в определении приоритетов распределения филантропических средств. Далее, обсуждался вопрос относительно того, кому в конечном счете должны быть подотчетны и кому реально подотчетны фонды. Наконец, кто определяет приоритеты филантропической помощи и каковы критерии эффективности и полезности филантропических программ.

По-видимому, в эти годы происходит и очередное переосмысление роли филантропии в обществе. Под филантропией начинают понимать также общественную деятельность, и в качестве содержания филантропического действия рассматриваются не только денежные пожертвования, но и пожертвования личного времени, добровольные и безвозмездные профессиональные или личностные усилия, направляемые на общее благо, благо других людей.

Рациональность филантропии

Филантропия должна быть разумной, несомненно, рачительной и никогда не расточительной. Крупнейшие частные благотворительные фонды США7 не случайно носят имена знаменитых предпринимателей и финансистов - Рокфеллера, Карнеги, Форда, Сороса. Это люди, сумевшие применить свои знания и талант к достижению успеха в экономической деятельности. Но их филантропическая активность не была бы столь же успешной, как их предпринимательская деятельность, если бы они просто щедро делились заработанной прибылью, а не распределяли бы средства, используя те же принципы рациональности, которые оправдали себя в деле приобретения средств.

Впрочем, эта мысль столь же древняя, сколь сама благотворительность. Интересные замечания на этот счет находим уже у Сенеки, в особенности в одном из его последних трактатов "О счастливой жизни". Рассуждая о мудреце, Сенека утверждал, что богатство нисколько не унижает мудреца, если оно нажито честным путем и если оно не унижает кого-либо, в том числе его самого. Богатство само по себе не ценно для мудреца, поэтому он с радостью будет его раздаривать. Однако не без разбору, а исходя из определенных принципов, поскольку он всегда отдает себе отчет как в расходах, так и в доходах. Сформулированные Сенекой положения вполне актуальны в качестве наиболее общих критериев филантропической деятельности, они развивают и уточняют прагматическое правило Милля. Щедрость мудреца универсальна: для него не важно, кому оказывать благодеяние - он просто творит благо людям. Но его щедрость осмотрительна, он выбирает наиболее достойных для этого, имея в виду, что благодетельствовать следует хорошим людям или таким, которые могут стать хорошими благодаря помощи. Щедрость должна быть уместной и целесообразной, "потому что неудачный дар принадлежит к числу постыдных потерь" .

Мудрец именно дарит, т.е. он не предполагает получить обратно. Но при этом он старается не потерять. Кому-то он дарит из сострадания, кому-то оказывает помощь, поскольку тот заслуживает, чтобы его спасти от разорения, в отличие от другого, которому, как очевидно, никакая помощь не поможет; кому-то предлагает помощь, а кому-то навязывает ее. Мудрец, одаривая, не ожидает взаимности. Но к дару он относится так, как если бы это был кредит или вклад, прикидывая, можно ли будет возвратить полученное; иными словами, насколько те, кому помогают, могут воспользоваться полученным на благо себя и тем самым не промотать его.

Все эти замечания свидетельствуют о том, что Сенека весьма прагматичен в отношении к благодеянию, для него благодеяние - не ритуал, не просто обычай и, конечно, не развлечение. В основе благодеяния лежит человечность, оно вдохновлено высокими мотивами. Но вместе с тем это - дело; к нему надо подходить по-деловому, рационально, стремясь к тому, чтобы оно было эффективным и успешным. Замечания Сенеки относятся в первую очередь к индивидуальной благотворительности крупнейшие фонды США составляют 16% всех фондов и распределяют 62% всего объема средств (они высказывались в отношении именно индивидуальной благотворительности), однако они в полной мере сохраняют свое значение и по отношению к организованной благотворительности, тем более что в наше время люди благотворительствуют индивидуально лишь посредством милостыни, чаще же и, как правило, - через посредников, очевидно, полагая (порой небезосновательно), что посредники, посвятившие себя благотворительности, представляют организацию, фонд, а на этом уровне благотворительная деятельность ведется эффективно, "по науке".

Главным образом при церквях и монастырях . Филантропия - человеколюбие, забота об улучшении участи всего человечества .

Филантроп противопоставляется мизантропу .

Происхождения названия

Понятие «филантропия» в переводе с греческого языка означает любовь к людям. В V ст. до н. э. оно означало божественную благосклонность, а в IV ст. н. э. - доброжелательное отношение к человеку. На современном этапе понятие «филантропия» стало активно употребляться во Франции , откуда и было заимствовано в нашу речь.

Слово «филантропия» впервые появилось в трагедии Эсхила «Прометей Прикованный» для обозначения божественной помощи людям.

Пословицы и афоризмы о филантропии

  • Филантропы, увлекаясь благотворительностью, теряют всякое человеколюбие. Это их отличительная черта.(Оскар Уайлд , «Портрет Дориана Грея »)
  • Чистая филантропия очень хороша, но филантропия плюс пять процентов годовых - ещё лучше. (Сесил Родс)

Известные филантропы

  • Арасту Яр Джунг - индийский врач, известный филантроп, бесплатно лечивший больных бедняков Хайдарабадского княжества и занимавшийся разносторонней благотворительной деятельностью.
  • Мать Тереза - более чем 45 лет служила для бедных, больных, сирот , и нуждающихся. В конце жизни она работала в 610 представительствах в 123 странах. После смерти была причислена к лику блаженных Папой Иоанном Павлом II и получила звание Блаженной Весы из Калькутты .
  • Ф. П. Гааз - член Московского тюремного комитета и главный врач московских тюрем, посвятил свою жизнь облегчению участи заключённых и ссыльных. Он боролся за улучшение жизни узников: добился, чтобы от кандалов освобождали стариков и больных; упразднения в Москве железного прута, к которому приковывали по 12 ссыльных, следовавших в Сибирь; отмены бритья половины головы у женщин. По его инициативе были открыты тюремная больница и школа для детей арестантов. Постоянно принимал и снабжал лекарствами бедных больных. Боролся за отмену права помещиков ссылать крепостных. На благотворительность ушли все его сбережения.
  • Степан Федак - в 1921 году во Львове организовал Горожанский Комитет для опеки и помощи украинским пленным, интернированным и политическим узникам. Общество оказывало помощь для эмигрантов Поднепровья .
  • Павел Третьяков - принимал участие во множестве благотворительных актов, выплачивал помощь семьям погибших солдат во время Крымской и Русско-турецкой войны . Стипендии Третьякова были установлены в коммерческих училищах - Московском и Александровском. В своем завещании Павел Михайлович предусмотрел капиталы для училища глухонемых. Для воспитанников училища, в котором жили 150 детей, Третьяков купил большой каменный дом с садом.
  • Билл Гейтс - основатель Microsoft . Основатель крупнейшей в мире благотворительной организации Билла и Мелинды Гейтсов спонсирует проекты в области образования и здравоохранения, выделяет средства на борьбу со СПИДом и другими заболеваниями во всем мире. Объявил , что накопленные супругами Гейтс деньги будут отданы на благотворительность в течение 50 лет после их смерти. Состояние только одного Билла Гейтса журнал Forbes в г. оценил в 80 млрд. .
  • Майкл Джексон - был награждён «За выдающийся вклад в мировую культуру» за вклад сотен миллионов долларов в 39 поддерживавшихся им благотворительных организаций и его собственный благотворительный фонд Heal the World.
  • Евангелис Заппас - известен, прежде всего, тем, что в г. на свои деньги организовал и провел первые Олимпийские игры нового времени .
  • Джон Рокфеллер - профинансировал строительство Центра Рокфеллера для индустрии связи в Нью-Йорке , пожертвовал 9 млн. на строительство здания ООН . Будучи набожным человеком, Рокфеллер пожертвовал часть своего состояния на церковь, особенно на нужды общины Северных Баптистов , членом которой он был.

См. также

Напишите отзыв о статье "Филантроп"

Примечания

Ссылки

  • .

Отрывок, характеризующий Филантроп

Князь Андрей пожал плечами и поморщился, как морщатся любители музыки, услышав фальшивую ноту. Обе женщины отпустили друг друга; потом опять, как будто боясь опоздать, схватили друг друга за руки, стали целовать и отрывать руки и потом опять стали целовать друг друга в лицо, и совершенно неожиданно для князя Андрея обе заплакали и опять стали целоваться. M lle Bourienne тоже заплакала. Князю Андрею было, очевидно, неловко; но для двух женщин казалось так естественно, что они плакали; казалось, они и не предполагали, чтобы могло иначе совершиться это свидание.
– Ah! chere!…Ah! Marieie!… – вдруг заговорили обе женщины и засмеялись. – J"ai reve сette nuit … – Vous ne nous attendez donc pas?… Ah! Marieie,vous avez maigri… – Et vous avez repris… [Ах, милая!… Ах, Мари!… – А я видела во сне. – Так вы нас не ожидали?… Ах, Мари, вы так похудели. – А вы так пополнели…]
– J"ai tout de suite reconnu madame la princesse, [Я тотчас узнала княгиню,] – вставила m lle Бурьен.
– Et moi qui ne me doutais pas!… – восклицала княжна Марья. – Ah! Andre, je ne vous voyais pas. [А я не подозревала!… Ах, Andre, я и не видела тебя.]
Князь Андрей поцеловался с сестрою рука в руку и сказал ей, что она такая же pleurienicheuse, [плакса,] как всегда была. Княжна Марья повернулась к брату, и сквозь слезы любовный, теплый и кроткий взгляд ее прекрасных в ту минуту, больших лучистых глаз остановился на лице князя Андрея.
Княгиня говорила без умолку. Короткая верхняя губка с усиками то и дело на мгновение слетала вниз, притрогивалась, где нужно было, к румяной нижней губке, и вновь открывалась блестевшая зубами и глазами улыбка. Княгиня рассказывала случай, который был с ними на Спасской горе, грозивший ей опасностию в ее положении, и сейчас же после этого сообщила, что она все платья свои оставила в Петербурге и здесь будет ходить Бог знает в чем, и что Андрей совсем переменился, и что Китти Одынцова вышла замуж за старика, и что есть жених для княжны Марьи pour tout de bon, [вполне серьезный,] но что об этом поговорим после. Княжна Марья все еще молча смотрела на брата, и в прекрасных глазах ее была и любовь и грусть. Видно было, что в ней установился теперь свой ход мысли, независимый от речей невестки. Она в середине ее рассказа о последнем празднике в Петербурге обратилась к брату:
– И ты решительно едешь на войну, Andre? – сказала oia, вздохнув.
Lise вздрогнула тоже.
– Даже завтра, – отвечал брат.
– II m"abandonne ici,et Du sait pourquoi, quand il aur pu avoir de l"avancement… [Он покидает меня здесь, и Бог знает зачем, тогда как он мог бы получить повышение…]
Княжна Марья не дослушала и, продолжая нить своих мыслей, обратилась к невестке, ласковыми глазами указывая на ее живот:
– Наверное? – сказала она.
Лицо княгини изменилось. Она вздохнула.
– Да, наверное, – сказала она. – Ах! Это очень страшно…
Губка Лизы опустилась. Она приблизила свое лицо к лицу золовки и опять неожиданно заплакала.
– Ей надо отдохнуть, – сказал князь Андрей, морщась. – Не правда ли, Лиза? Сведи ее к себе, а я пойду к батюшке. Что он, всё то же?
– То же, то же самое; не знаю, как на твои глаза, – отвечала радостно княжна.
– И те же часы, и по аллеям прогулки? Станок? – спрашивал князь Андрей с чуть заметною улыбкой, показывавшею, что несмотря на всю свою любовь и уважение к отцу, он понимал его слабости.
– Те же часы и станок, еще математика и мои уроки геометрии, – радостно отвечала княжна Марья, как будто ее уроки из геометрии были одним из самых радостных впечатлений ее жизни.
Когда прошли те двадцать минут, которые нужны были для срока вставанья старого князя, Тихон пришел звать молодого князя к отцу. Старик сделал исключение в своем образе жизни в честь приезда сына: он велел впустить его в свою половину во время одевания перед обедом. Князь ходил по старинному, в кафтане и пудре. И в то время как князь Андрей (не с тем брюзгливым выражением лица и манерами, которые он напускал на себя в гостиных, а с тем оживленным лицом, которое у него было, когда он разговаривал с Пьером) входил к отцу, старик сидел в уборной на широком, сафьяном обитом, кресле, в пудроманте, предоставляя свою голову рукам Тихона.
– А! Воин! Бонапарта завоевать хочешь? – сказал старик и тряхнул напудренною головой, сколько позволяла это заплетаемая коса, находившаяся в руках Тихона. – Примись хоть ты за него хорошенько, а то он эдак скоро и нас своими подданными запишет. – Здорово! – И он выставил свою щеку.
Старик находился в хорошем расположении духа после дообеденного сна. (Он говорил, что после обеда серебряный сон, а до обеда золотой.) Он радостно из под своих густых нависших бровей косился на сына. Князь Андрей подошел и поцеловал отца в указанное им место. Он не отвечал на любимую тему разговора отца – подтруниванье над теперешними военными людьми, а особенно над Бонапартом.
– Да, приехал к вам, батюшка, и с беременною женой, – сказал князь Андрей, следя оживленными и почтительными глазами за движением каждой черты отцовского лица. – Как здоровье ваше?
– Нездоровы, брат, бывают только дураки да развратники, а ты меня знаешь: с утра до вечера занят, воздержен, ну и здоров.
КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kuroku.ru» — Удобрение и подкорм. Овощи в теплицах. Строительство. Болезни и вредители