Деятельность людей и ее многообразие кратко. Человеческая деятельность, ее многообразие. Коллективная деятельность и ее примеры


Сущность деятельности

Под деятельностью понимается форма активности человека, направленная на преобразование окружающего мира. Известно, что все живые существа взаимодействуют как с природой, так и с другими живыми существами. Но приспособленное поведение животных определяется строением их тела и природными условиями, в которых они живут. Человек же не только приспосабливается к природным и социальным условиям, но и активно преобразует окружающую среду. Развитие общества является результатом деятельности людей. В процессе деятельности происходит также формирование и реализация личности. Деятельность выступает в самых различных формах. В ходе исторического развития формы и виды деятельности становятся все более разнообразными.

Структура деятельности

В структуре человеческой деятельности различают следующие элементы:
Субъект - тот, кто осуществляет деятельность (человек, группа людей, организация, государство).
Объект - то, на что непосредственно деятельность направлена (природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей).
Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
Средства достижения - приемы, способы действий, деньги, орудия, предметы, приспособления, используемые для осуществления деятельности,
Действия - составляющие компоненты (звенья) деятельности (например, учебная деятельность: запись лекций, чтение книг, решение задач). При возникновении вопроса о соотношении понятий «деятельность» и поведение человека, следует учитывать, что если деятельность состоит из действий, то поведение – из поступков.
Результат - соответствие мысленной модели (цели) и итогов деятельности (результат может отклоняться от цели или не полностью ей соответствовать, что определяется оптимальностью элемента в структуре деятельности).

Мотивы деятельности

Мотивы деятельности - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей. Мотивирующей силой обладают только неудовлетворенные потребности. Следует отметить, что низшие потребности присущи всем людям в равной мере, а высшие - в неодинаковой. Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма человека и развития его личности. Потребности человека можно условно разделить на три группы:
биологические (потребности в дыхании, питании, воде, движении, самосохранении, сне, полового акте);
социальные (потребности во взаимоотношениях с другими людьми, в самореализации, самоутверждении);
идеальные (потребности в познании окружающего мира, осознании своего места в нем, смысле и предназначении своего существования).

Мнозооброзие деятельности
Существуют различные классификации видов деятельности. Прежде всего, отметим разделение деятельности на практическую и духовную.

Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества и включает себя:

Материально-производственную деятельность (преобразование объектов природы);
социально-преобразовательную деятельность (преобразование общества).

Духовная деятельность связана с изменением сознания людей и включает в себя:
познавательную деятельность (отражение действительности в художественной и научной формах);
ценностно-ориентировочную деятельность (определение отношений людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения);
прогностическую деятельность (планирование или предвидение возможных изменений действительности).

Можно также выделить созидательную и разрушительную деятельность.
Результаты первой - изделия ремесленников, машины, книги, кинофильмы, построенные города. Раарушительаая деятельность - войны, убийства людей, разрушенные города, соженные книги. Разрушительнной может быть и административная деятельность людей, имеющих власть. Но чаще всего разрушительная дейтельность порождается не злой волей, а ограниченностью возможностей достичь желаемого, даже положительного, результата. Биологические, социальные и идеальные потребности взаимосвязанны. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными.

В то же время потребность в знании выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе и жить, не зная нужды. Наряду с потребностями, важнейшим мотивом деятельности являются социальные установки - общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая обусловленность действовать определенным образом относительно этого объекта.
Важную роль в мотивах деятельности играют убеждения - устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки. В формировании мотивов деятельности особую роль играют интересы - причины действий людей, определяющие их социальное поведение. Интересы людей имеют в своей основе их потребности, но это не одно и то же. Интересы людей состоят, прежде всего, в сохранении или преобразовании тех условий, от которых зависит доступность материальных и духовных благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей.
Таким образом, сущность человеческой деятельности определяется осознанием мотивов, поставленных целью, средствами и конкретными действиями.

В структуре трудовой деятельности выделяют:
Сознательно поставленные цели (производство определенной продукции, переработка природных материалов и др.).
Предметы труда (конкретные материалы в виде металла, глины, камня и пр.), на преобразование которых направлена деятельность людей.
Средства труда (механизмы, приспособления, энергосистемы, и пр., при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда).
Технологии (приемы и сособы, применяемые в процессе производства).

При характеристики трудовой деятельности обращается внимание на:
производительность труда (количество продукции, произведенной в единицу времени);
эффективность труда (соотношение материальных и трудовых затрат с полученным результатом);
уровень разделения труда (распределение конкретных производственных функций между участниками трудового процесса).

Игровая деятельность превращает в цель сам процесс, но не результат.
Между игрой и трудом очень много общего. Парадокс заключается в том, что люди, играя с самого рождения (и часто всю жизнь), редко обращаются к анализу игровой деятельности. Игра - это тоже деятельность, но осуществляемая в условных ситуациях. Направлена она на усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий. Большинство исследователей игровой деятельности сходятся в том, что игра представляет собой одну из древнейших форм самообучения и развития человека.

Среди многих характеристик деятельности особое место занимает творческая деятельность - деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее.

Составляющими творческого процесса являются:
воображение (позволяет опережать практику, предвидеть возможные изменения, конструировать в уме желаемый результат);
фантазия (позволяет создать образ, наглядную модель в тех случаях, когда информации об условиях и средствах достижения цели недостаточно);
интуиция (предполагает знание, условия которого не осознаются).

Современная наука признает, что любой человек, а той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности.

Труд - это вид человеческой деятельности, который направлен на достижение практически полезного результата. Он осуществляется под влиянием необходимости и имеет целью преобразование предметов окружающего мира в продукты, удовлетворяющие разнообразные потребности людей. Отличительной особенностью трудовой деятельности является мотивация. Для успеха в трудовой деятельности необходимы мастерство, умение, знания. Мастерство в любом деле предполагает творческий подход и инициативу.



Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Внешне это проявляется в двигательной активности. Приспосабливаясь к окружающей среде, животные могут использовать природные предметы в качестве орудий и даже изготовлять их. Но только человеку присуща деятельность, под которой в общественных науках понимается форма активности, направленная на преобразование окружающего мира. В структуре любой деятельности принято выделять объект, субъект, цель, средства ее достижения и результат. Объектом называется то, на что данн ая деятельность направлена; субъектом - тот, кто ее осуществляет. Прежде чем начать действовать, человек определяет цель деятельности, т. е. формирует в своем сознании идеальный образ того результата, которого он стремится достичь. Затем, когда цель определена, индивид решает, какие средства ему необходимо использовать для ее достижения. Если средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет получение именно того результата, к которому стремился субъект. Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить свои потребности. Эти потребности могут быть физиологическими, социальными и идеальными. Осознаваемые людьми в той или иной мере, они становятся главным источником их активности. Огромную роль играют убеждения людей относительно целей, которых необходимо достигнуть, и основных путей и средств, к ним ведущих. Иногда в выборе последних люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипами, т. е. некоторыми общими, упрощенными представлениями о какомлибо социальном процессе (конкретно - о процессе деятельности). Неизменная мотивация имеет тенденцию воспроизводить аналогичные действия людей и как следствие - аналогичную социальную реальность. Основной единицей деятельности является действие: любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. Действие включает в себя и постановку цели (акт сознания), и внешне выраженный акт поведения. Конкретный способ (способы) выполнения действий называется операцией. Характер операций зависит от объективных условий, в которых совершается действие, и имеющегося опыта человека - операции обычно мало или совсем не сознаются человеком (выполняются на уровне автоматических навыков). Различают деятельность практическую и духовную. Первая направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества. Разновидностями практической деятельности являются материальнопроизводственная (преобразование природы) и социальнопроизводственная (преобразование общества). Содержание духовной деятельности связано с изменением сознания людей. В нее входят: познавательная, ценностноориентировочная и прогностическая деятельность. Иная классификация выделяет деятельность трудовую, образовательную, досуговую. В зависимости от полученных результатов деятельность может быть охарактеризована как разрушительная или созидательная. Часто для достижения поставленной цели и получения необходимого результата человеку приходится в процессе деятельности прибегать к взаимодействию с другими субъектами, общаться с ними. Общение - это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом. Выделяют несколько видов общения: 1) общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми); 2) общение реального субъекта с иллюзорным партнером (например, человека с животным, которого он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами); 3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (например, общение человека со своим «внутренним голосом»); 4) общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей). Вопрос о соотношении деятельности и общения является дискуссионным. Одни ученые полагают, что эти два понятия тождественны друг другу, ибо любое общение обладает признаками деятельности. Другие считают, что деятельность и общение - противоположные понятия, поскольку общение есть только условие деятельности, но никак не она сама. Третьи рассматривают общение во взаимосвязи с деятельностью, однако считают его самостоятельным явлением. Важнейшей разновидностью практической деятельности является материальнопроизводственная деятельность людей (или трудовая деятельность) - одна из форм человеческой деятельности, направленная на преобразование природного мира и создание материальных благ. В структуре трудовой деятельности (в узком смысле этого слова) выделяют: 1) сознательно поставленные цели - производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин и механизмов и др.; 2) предметы труда - те материалы (металл, глина, камень, пластмасса и пр.), на преобразование которых направлена деятельность людей; 3) средства и орудия труда - все устройства, приборы, механизмы, приспособления, энергетические системы, при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда; 4) используемые технологии - приемы и способы, применяемые в процессе производства. Для характеристики трудовой деятельности обычно используют следующие параметры: 1) производительность труда - количество продукции, произведенной в единицу времени; 2) эффективность труда - соотношение материальных и трудовых затрат, с одной стороны, и полученных результатов - с другой; 3) уровень разделения труда - распределение конкретных производственных функций между участниками трудового процесса (в масштабе общества и в конкретных трудовых процессах). О содержании трудовой деятельности человека можно судить по тем функциям, которые он выполняет, по степени их разнообразия и сложности, по уровню самостоятельности и творчества работника. Характер требований, предъявляемых к участнику трудовой деятельности, зависит от многих факторов, в первую очередь от конкретного содержания труда и места в системе разделения труда. Общие требования таковы: 1) работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс (требование профессионализма); 2) квалификация работника не может быть ниже того уровня, который определяется характером труда. Чем сложнее труд, тем выше требования к специальной подготовке участника трудового процесса (требование квалификации); 3) от работника требуется безусловное соблюдение законов о труде и правил внутреннего трудового распорядка, соблюдение заданных параметров производственного процесса, выполнение обязанностей, вытекающих из содержания трудового договора (требований трудовой, технологической, исполнительской, договорной дисциплины). Под духовной деятельностью понимают творческий процесс производства и воспроизводства духовных ценностей (идей, знаний, представлений и т. д.), а также их сохранение, распределение, распространение и потребление. В связи с этим духовную деятельность можно условно разделить на духовнотеоретическую (производство духовных ценностей) и духовнопрактическую (сохранение, распределение, распространение и освоение созданных духовных ценностей). Специализированными видами духовной деятельности являются наука, искусство, религия, образование. Деятельность оказывает огромное влияние на личность, являясь той основой, на которой происходит развитие последней. В процессе деятельности индивид самореализуется и самоутверждается как личность, именно процесс деятельности лежит в основе социализации индивида. Оказывая преобразовательное воздействие на окружающий мир, человек не только адаптируется к природной и социальной среде, но перестраивает и совершенствует ее. Вся история человеческого общества - это история деятельности людей.

II. В зависимости от хода истории, общественного прогресса:

а) прогрессивная деятельность;

б) реакционная деятельность;

в) созидательная деятельность;

г) разрушительная деятельность.

III. В зависимости от соответствия деятельности существующим общекультурным ценностям, социальным нормам: - соответствие правовым нормам

а) законная,

б) незаконная,

-соответствие моральным нормам

а) моральная,

б) аморальная.

IV. В зависимости от социальных форм объединения людей:

а) коллективная,

б) массовая,

в) индивидуальная.

V. В зависимости от характера самой деятельности: наличия или отсутствия новизны целей, результатов деятельности, способов ее осуществления:

а) репродуктивная (деятельность по образцу)

б) творческая (деятельность с элементами новаторства, отхода от образца);

VI. В зависимости от общественных сфер:

а) экономическая;

б) политическая;

в) социальная;

г) духовная (культурная).

VII. В зависимости от особенностей проявления:

а) внутренняя деятельность (происходит посредством умственных действий);

б) внешняя деятельность (проявляется в виде движений, мышечных усилий, действий с реальными предметами).

VIII. Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.

Выделены в соответствии с процессом становления личности:

А) игровая деятельность;

Б) учение;

В) труд.

Игра - это особый вид деятельности, целью которой не является производство какого-нибудь материально» продукта, а сам процесс - развлечение, отдых.



Характерные черты игры: происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процесса используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.

Общение – это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности.

Общение - это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию.

Структура общения:

Субъект - тот, кто является инициатором общения (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом)

Цель - это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении

Средства -это способы передачи, перера­ботки и расшифровки информации, переда­ваемой в процессе общения (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, Интернета и др.)

Получатель информации.

Виды общения

1. Поиспользуемым средствам общения

Непосредственное - с помощью естественных органов - рук, головы, голосовых связок и т. д.

Опосредованное - с помощью специально приспособленных или изобретенных средств - газета, компакт-диск, след на земле и т. д.

Прямое - личные контакты и непосредственное восприятие друг друга

Косвенное - через посредников, которыми могут выступать другие люди

2. По субъектам общения -

Между реальными субъектами

Между реальным субъектом и иллюзорным партнером, которому приписываются несвойственные ему качества субъекта общения (это могут быть домашние животные, игрушки и т. д.)

Между реальным субъектом и воображаемым партнером проявляется во внутреннем диалоге («внутренний голос»), в диалоге с образом другого человека

Между воображаемыми партнерами - художественными образами произведений

Функции общения

В современной науке существует несколько подходов по вопросу связи между деятельностью и общением:

1. Деятельность и общение тождественны друг другу, так как любое общение обладает признаками деятельности.

Общение - это элемент любой деятельности, а деятельность - необходимое условие общения, между ними можно составить знак равенства;

2. Деятельность и общение – противоположные понятия, так как общение есть только условие деятельности, но никак не она сама.

3. Общение взаимосвязано с деятельностью, но является самостоятельным явлением.

Общение - один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т. д.;

Общение и деятельность - это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.

Учение - это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Учение может быть организованным {осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат).

Учение может приобрести характер самообразования.

По вопросу, что такое труд, существует несколько точек зрения:

Труд - это любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром, можно говорить о труде;

Труд - один из видов деятельности, но далеко не единственный.

Труд - это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

Характерные черты труда: целесообразность; целенаправленность на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности; преобразование внешней среды обитания человека.

В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействуя друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.

Важнейшей разновидностью практической деятельности является материально-производственная деятельность людей, направленная на преобразование природного мира и создание материальных благ.

Структура трудовой деятельности:

1) сознательно поставленные цели – производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин и механизмов и т. д.;

2) предметы труда – те материалы, на преобразование которых направлена деятельность людей;

3) средства и орудия труда – все устройства, приборы, механизмы, приспособления, энергетические системы, при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда;

4) используемые технологии – приемы и способы, применяемые в процессе производства.

Для характеристики трудовой деятельности используют следующие п а р а м е т р ы:

а) производительность труда – количество продукции, произведенной в единицу времени;

б) эффективность труда – соотношение материальных и трудовых затрат и полученных результатов;

в) уровень разделения труда – распределение производственных функций между участниками трудового процесса.

Общие т р е б о в а н и я к участникам трудовой деятельности:

1) работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс;

2) квалифицированный работник не может быть ниже того уровня, который определяется характером труда;

3) безусловное соблюдение законов о труде и правил внутреннего трудового распорядка.

Деятельность как способ человеческого бытия

Человеческое общество отличается от всех природных образований тем, что обладает такой специфической формой взаимодействия с окружающим миром, как человеческая деятельность. В обществознании деятельность представляет собой сложную и многоплановую категорию, которая включает в себя многие стороны взаимодействия человечества с миром.

Деятельность - это форма активности человека, направленная на преобразование окружающего мира и самого себя.

Человеческая деятельность - это деятельность конкретных индивидов, которая протекает или в условиях открытой коллективности - среди окружающих людей, совместно с ними и во взаимодействии с ними, или с глазу на глаз с окружающим предметным миром - перед гончарным кругом или за письменным столом. В каких бы, однако, условиях и формах ни протекала деятельность человека, какую бы структуру она ни приобретала, ее нельзя рассматривать как изъятую из общественных отношений, из жизни общества. При всем своем своеобразии деятельность человеческого индивида представляет собой систему, включенную в систему отношений общества. Вне этих отношений человеческая деятельность вообще не существует. Как именно она осуществляется, определяется теми формами и средствами материального и духовного общения, которые порождаются развитием производства и которые не могут реализоваться иначе, как в деятельности конкретных людей.

Деятельность каждого отдельного человека зависит при этом от его места в обществе, от условий, выпадающих на его долю, от того, как она складывается в неповторимых индивидуальных обстоятельствах.

Для человека общество составляет не только внешнюю среду, к которой он вынужден приспосабливаться, чтобы не оказаться неадаптированным и выжить, совершенно так же, как животное вынуждено приспосабливаться к внешней природной средой. Главное заключается в том, что в обществе человек находит не просто внешние условия, к которым он должен приспосабливать свою деятельность, а в том, что сами эти общественные условия несут в себе мотивы, и цели его деятельности, средства и способы, словом, общество производит деятельность образующих его индивидов

2. Особенности человеческой деятельности

В отличие от животных деятельность человека является преобразовательной. Для человека, как и для животного, свойственно приспособительное поведение. Так, на ранних ступенях своего развития человечество приспосабливалось к климатическим, географическим условиям своего существования, В те далекие времена изменение русла реки, или, наоборот, затопление реками полей, могли существенно изменить жизнь того или иного народа, характер и виды его хозяйственной деятельности.

Человечеству потребовалось много времени и усилий для того, чтобы покорить природу и подчинить ее своим целям и нуждам. Люди научились строить сложные ирригационные системы, каналы, дамбы, шлюзы. Природная стихия стала подвластна человеку. Поэтому человек, в отличие от животных, не только приспосабливается к природе, но и посредством своей деятельности ее преобразует.

Следующие отличие человека от животных заключается в том, что люди не имеют врожденной программы деятельности, не могут передавать ее своим потомкам генетическим путем. Нюх не приводит человека к продуктам питания, механический навык не побуждает строить гнезда. Немецкий просветитель Гердер назвал человека самым беспомощным и неприспособленным к жизни из всех живых существ. Многие из первых человеческих популяций погибали, выживали лишь те, которым удавалось выработать новый небиологический способ организации своего бытия. Условием выживания стала необходимость постоянного изменения способов, поведения, форм деятельности, установок психики.

Человек самостоятельно и прижизненно должен был выработать программы своей деятельности, отобрать оптимальные варианты и передать своим потомкам. Каким образом он мог это сделать? Через объективированные (т. е. отделенные от своих творцов) продукты своей деятельности. Мысли людей, их идеи, знания и опыт приобретают объективное бытие в вещах и предметах материальной культуры и в таких образованиях, как язык, мифология, религия. Значит; человек создает предметный мир как результат опредмечивания своих способностей.

В то же время каждый входящий в этот мир человек и каждое входящее в историю поколение людей используют накопленные знания и способности ее творцов. Они осваивают их, приобщаясь тем самым к опыту своих предков и становясь культурными существами.

Следовательно, между человеком и природой вырастает целый ряд опосредствующих звеньев, целый мир новых отношений, которого нет в мире природы. Так, благодаря человеческой деятельности, биологическое существование становилось одновременно социальным. В отличие от животных, которые живут в естественной (природной) среде, люди живут в среде социальной, являющейся результатом их сознательной трудовой деятельности. Между людьми устанавливается целый ряд связей и отношений: социальных, экономических, политических, правовых и т. д. В биологическом мире таких связей нет. Таким образом, человек, являясь существом производящим, осуществляющим свою деятельность, творит новую реальность. Этой новой реальностью является мир человеческой культуры и общественных отношений.

3. Структура деятельности

Деятельность человека отличается от жизнедеятельности животных тем; что она предполагает наличие субъекта действия, противостоящего объекту и воздействующего на него.

Субъект - тот, кто осуществляет действия, обладает активностью, направленной на объект. Субъектом деятельности может быть отдельный индивид, группа людей, организация или государственный орган. Действия субъекта могут быть направлены на другого человека или на самого себя.

Объект - то, что противостоит субъекту, то, к чему устремлена практическая и познавательная деятельность человека. Объектом деятельности может быть природа в целом или ее отдельные аспекты, а также различные сферы человеческой жизнедеятельности.

В широком смысле слова под содержанием человеческой деятельности понимается процесс взаимодействия между субъектом и объектом.

Иначе говоря, человек целенаправленно преобразует те или иные формы бытия. Условием человеческой деятельности является целеполагание, т. е. наличие заданной человеком цели и активность, осуществляемая в соответствии с этой целью.

Цель - субъективный образ желаемого результата, «то, ради чего» (Аристотель) предпринимаются определенные действия.

Целенаправленность деятельности становится возможной благодаря тому, что человек обладает сознанием. Сознание, органически вплетаясь в деятельный процесс, не просто составляет его необходимое условие, а является внутренней составной частью самого процесса. Поэтому «в конце процесса труда получается результат, который раньше был в представлении человека» (Маркс), т. е. идеально. Таким образом, деятельность людей включает в себя две противоположные формы: идеальное и материальное преобразование объекта.

Идеальное: преобразование объекта осуществляется в сознании человека. Именно сознание, как идеальная форма человеческой деятельности, придает целенаправленный характер материальному процессу. Сознательная цель, поставленная человеком, определяет способ и характер его действий.

Цель, которую ставит перед собой человек или группа людей, должна соответствовать реальным возможностям ее реализации. Все, что используется ради достижения цели, называется средствами деятельности.

Так, например, труд как целесообразная деятельность человека начался с изготовления орудий труда. Орудийность человеческого труда является его специфически человеческой особенностью. Только люди способны опосредовать свое воздействие на среду с помощью специально созданных средств труда, отличных от органов тела. Средства труда - это различные устройства, помогающие человеку воздействовать на природу для усиления мускульных (а позднее и умственных) возможностей человека: Причем, орудийность человеческой деятельности не сводится к использованию готовых, «подобранных на земле» орудий труда, а означает их систематическое изготовление, совершенствование, хранение и многократное использование.

Помимо цели и средств действие предполагает результат. Так, в результате учебной деятельности школьник умеет читать, писать, решать задачи, абстрактно мыслить. В результате деятельности рабочего машиностроительного завода появляются новые машины и детали к ним. Наука является результатом деятельности ученых, их исследований, экспериментов и умозаключений. Если средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет получение именно того результата, к которому стремился субъект.

4. Мотивы деятельности

Любая деятельность всегда имеет определенную мотивацию, приводящую к принятию решения о действии с определенной целью и определенным образом. Мотивация и принятие решения не может проходить без познания выработанных ценностей и алгоритмов (принципов) деятельности.

Мотив - побудительная причина поведения и действий человека, возникающая под воздействием его потребностей и интересов и представляющая собой образ желаемого человеком блага.

Таким образом, под мотивом понимается осознанное побуждение, обусловливающее действие для удовлетворения какой-либо потребности. Возникая на основе потребности, мотив представляет ее более или менее адекватное отражение. Мотив является определенным обоснованием и оправданием волевого действия, показывает отношение человека к требованиям общества. Он играет важную роль в оценке действий и поступков, так как от них зависит, какой субъективный смысл имеет действие для данного человека.

Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить свои потребности. Эти потребности могут быть физиологическими, социальными и идеальными. Осознаваемые в той или иной мере людьми, они становятся главным источником их активности.

Огромную роль играют и убеждения людей относительно целей, которых необходимо достичь, основных путей и средств, к ним ведущих. Иногда в их выборе люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипами, т. е. некоторыми общими, упрощенными представлениями о каком-либо социальном процессе (конкретно о процессе деятельности). Неизменная мотивация имеет тенденцию воспроизводить аналогичные действия людей, и как следствие - аналогичную социальную реальность.

5. Виды деятельности

Можно выделить различные классификации видов человеческой деятельности.

В онтогенетическом развитии человека обычно выделяются три ведущих вида деятельности: игра, учение, труд.

Так, например, известный философ и историк культуры Хейзинг все виды человеческой деятельности рассматривает как проявление игры. Игра, как особый тип взаимодействия, многими исследователями рассматривается, как процесс, в ходе которого имитируются реальные действия, т. е. она является неким прообразом реальных действий, в ходе которых развиваются умения, навыки, способности человека. Так, например, в процессе игры ребенок осваивает различные социальные роли, приобретает навык поведения в социальной среде и т. д. (воспитательное значение игры отмечал еще Аристотель, который считал, что учить следует развлекая).

В более узком смысле слова под игрой понимается вид деятельности, который осуществляется не для практических целей, а служит для развлечений. Процесс игры доставляет радость, поддерживает хорошее настроение в любом возрасте.

Труд как целесообразная деятельность человека начался с изготовлений орудий труда. Только люди способны опосредствовать свое воздействие на среду с помощью специально созданных средств труда, отличных от органов тела. Средства труда - это различные устройства, помогающие человеку воздействовать на природу для усиления мускульных (а позднее и умственных) возможностей человека. Причем орудийность человеческой деятельности не сводится к использованию готовых, «подобранных на земле» орудий труда, а означает их систематическое изготовление и хранение, а также многократное использование. В отличие от этого орудийная активность приматов носит одномоментный характер, не предполагает регулярного их использования. На протяжении всей своей истории человек совершенствовал и развивал средства своей деятельности. Это был путь от каменного топора до современных суперкомпьютеров.

Чаще деятельность человека разделяют на два основных типа: практическую и духовную. Первая направлена на преобразование объектов природы и общества. Содержанием второй является изменение сознания людей.

Практическая деятельность - это непосредственное преобразование окружающей природы и социума (включая и самого человека). Принято разделять практическую деятельность на материально-производственную (преобразование природы) и социально-организационную (преобразование общества). Современные философы в основном отказываются от признания преимуществ и особой ценности какой-то одной из форм деятельности человека. Они указывают на важность, равнозначность и единство материального и духовного миров.

Духовная деятельность человека очень разнообразна и многогранна. Обычно к духовной деятельности относят духовно-практическую деятельность (отражение действительности в художественной форме, в мифах, религиозных учениях) и духовно-теоретическую деятельность (отражение действительности в науках, законах природы и общества), в нее же входит ценностное осмысление окружающего мира, которое выражается в идеологии и мировоззрении.

6. Сознательное и бессознательное в поведении людей

В своем поведении человек руководствуется не только сознательными, но и бессознательными мотивами. Существование сознания является очевидным, менее очевидно наличие бессознательного. Бессознательное - это совокупность психических процессов, состояний, не представленных в сознании и самосознании. Главное отличие сознательного и бессознательного заключается в том, что в сознании четко разделяются внешний мир и его отражение в образах, а в бессознательном реальность и ее переживание человеком сливаются. О существовании бессознательного различным ученым и философам было известно давно, но главная заслуга в привлечении широкого внимания и интереса к этому феномену принадлежит австрийскому ученому, врачу-психиатру З. Фрейду, который выдвинул проблему бессознательного в центр своих исследований.

При этом надо отметить; что многие концепции и выводы Фрейда не разделяются другими учеными.

Современная наука выделяет следующие основные уровни бессознательного:

Усвоение отдельным человеком поведения и привычек, типичных для той социальной группы, к которой он принадлежит, например, индивиды усваивают через подражание основные черты поведения, структуру быта своей этнической группы. При этом они не осознают, как происходит такое усвоение, и сознательно не контролируют его.

Неосознаваемые стереотипы автоматизированного поведения, Например, человеку, вышедшему из дома, вдруг кажется, что он не запер дверь, но он просто не осознавал, как это делал, потому что эту операцию он выполнял постоянно, много раз, а сознание было занято другими, более важными в данный момент делами.

Неосознаваемое восприятие, когда на поведение человека воздействуют такие раздражители, которые лежат за порогом его сознания и о которых он не может дать себе отчет. Человек в этом случае способен переработать информацию, находящуюся за пределами его сознания (например, проблема так называемого 25-го кадра).

С физиологической точки зрения бессознательные процессы весьма целесообразны. Они выполняют охранительнуй функцию, освобождая мозг от постоянного напряжения. О полном объеме хранящейся в памяти информации мы даже не подозреваем. Бессознательное выполняет функцию автоматизации человеческих действий. Если бы все элементы человеческой жизнедеятельности одновременно потребовали бы осознанности и контроля, то человек не мог бы ни думать, ни действовать.

В то же время бессознательное может выполнять и деструктивную, разрушительную функцию. Прорываясь в наше сознание, оно может захлестнуть и парализовать рациональные психические структуры социального бытия личности, вызвать необдуманные действия больших масс людей в огромных масштабах, что особенно вероятно и очень опасно в периоды крупных социальных преобразований.

7. Способность человека к творчеству

Творческие способности человека проявляются на основе его познавательных способностей. Но если познание субъекта есть отражение объективной действительности, т. е. движение от объекта к субъекту, то творчество, по преимуществу, есть движение от субъекта к объекту.

Творчество - это познавательно-деятельная способность человека создавать качественно новые материальные и духовные ценности.

Творчество изучается различными науками: психологией, философией, кибернетикой, информатикой и др. Специальной наукой, изучающей творческую деятельность, является эвристика. Ее назначение - создавать модели творческого процесса решения задач в условиях неопределенности. Название науки происходит от греческого слова «эврика» - «я нашел». Приемы, усиливающие творческие возможности, называются эвристическими.

Творческие способности человек может проявлять в различных видах деятельности: производственно-технической, научной, художественной, изобретательской, политической, воспитательно-педагогической. Наиболее ярко творчество проявляется в искусстве, науке и технике.

Выявлены общие черты творческого процесса или этапы творчества:

осознание проблемы, формулировка задачи;

сбор и изучение информации;

переключение на другие задачи или занятия: проблема уходит в подсознание;

озарение: проблема решается с неожиданной стороны; решение обнаруживается там, где поначалу его не пытались искать;

проверка: она может быть логической или экспериментальной;

оценка новизны найденного решения,

В творческом процессе значительную роль играет интуиция, Судя по воспоминаниям ученых, художников, для творчества важно сочетание логически обработанных знаний и интуитивных догадок. Творческое озарение - это результат работы ума, долгих поисков и освоения уже известного, сравнений, обобщений, рассуждений всего того, что составляет основу логического мышления.

Активизировать творчество можно путем специальной организации творческой работы. В 30-е гг. XX в. возник метод группового решения проблемы - мозговой штурм. Несколько человек, специалистов одной, смежных или различных областей, собираются для решения какой-либо задачи.

1. Белокрылова О.С., Михалкина Е.В., Банникова А.В., Агапов Е.П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2. Касьянов В.В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

3. Кохановский В.П., Матяш Г.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.

4. Кравченко А.И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006.

5. Курбатов В.И. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

В отличие от других живых существ, приспосабливающихся к окружающей среде, человек обладает способностью качественно изменять её. В результате создаётся вторая природа человека - куль­турная среда. Она предполагает создание комфортных условий жиз­недеятельности человека, что позволяет ему более полно удовлетво­рять возникающие потребности.

Деятельность человека - способ отношения к внешнему миру, со­стоящий в преобразовании и подчинении его целям человека (созна­тельный, продуктивный, преобразующий и общественный характер).

Деятельность человека имеет определённое сходство с актив­ностью животных. Например, человек плетёт сеть для ловли рыбы и паук плетёт паутину для добычи пищи, человек строит плотины на реке и бобры сооружают запруду на ручье, птица вьёт гнездо и че­ловек плетёт корзину. Но это только поверхностное сходство. Про­анализировав деятельность человека и поведение животных, можно выделить следующие различия:

Таблица 7

Окончание табл.

Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить свои потребности. Эти потреб­ности могут быть физиологическими, социальными и идеальными. Осознаваемые людьми, они становятся главным источником их ак­тивности.

В структуре любой деятельности принято выделять субъект, объ­ект, цель, средства её достижения, действия и результат.

  • Субъект деятельности всегда одушевлён: это или один человек, или группа людей, или всё общество в целом. Он обладает ак­тивностью, действует в соответствии со своими потребностями.
  • Объектом называется то, на что данная деятельность направле­на. Объект претерпевает на себе воздействия субъекта, он мо­жет быть изменён, преобразован, даже уничтожен в результате деятельности. Объект может быть неодушевлённым, например, дерево, камень, и одушевлённым - например, животное, че­ловек.
  • Прежде чем начать действовать, человек определяет цель дея­тельности, т.е. формирует в сознании идеальный образ того результата, которого он стремится достичь.
  • Обозначив цель, индивид определяет средства, необходимые для её достижения. На этом этапе важно правильно выбрать средства. Они должны соответствовать масштабам и характеру цели. По этому поводу есть хорошая русская народная пого­ворка - «Стрелять из пушек по воробьям». В ней говорится о том, что для мизерной цели были выбраны слишком мощные средства. Человек - существо ответственное, поэтому должен осознавать последствия своих действий. Никакая, даже самая гуманная цель не должна достигаться безнравственными сред­ствами. Цель не оправдывает средства. Иногда в выборе средств люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипа­ми, т. е. некоторыми общими, упрощёнными представлениями о каком-либо социальном процессе (например, крестьянин обрабатывает землю так, как это делали его отец, дед, прадед).
  • Действия - для реализации поставленной цели субъект прояв­ляет свою активность. Действия можно классифицировать так:
  • целерациональные (поведение ориентировано на цель, осо­знаются средства и побочные результаты его действий.);
  • ценностно-рациональные (индивид следует своим убеждени­ям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т.д.);
  • аффективные (обусловлены эмоциональным состоянием индивида. Он действует под влиянием аффекта, если стре­мится немедленно удовлетворить свою потребность в ме­сти, наслаждении, преданности и т. д.);
  • традиционные (основаны на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки).
  • Результат - итог деятельности, реализованная на практике цель. Может существовать в виде предметов, зданий, сооруже­ний, произведений искусства. Результат не всегда будет точно соответствовать цели, он может превзойти её или быть значи­тельно хуже. Как не вспомнить знаменитую фразу В. С. Черно­мырдина: «Хотели как лучше, получилось как всегда…».

Человек живёт в деятельности. На протяжении всей жизни в раз­ные возрастные периоды преобладающим является определённый тип деятельности (рис. 7):

  • игра - её важными характеристиками является условный ха­рактер, возможность изменять условия, прервать, начать снача­ла, в ней важен процесс, а не результат. Игра занимает большую часть времени детей, способствует освоению ими социальных ролей, вырабатывает умение сотрудничать, соревноваться, приучает соблюдать правила, развивает фантазию. Игра зани­мает определённое место в жизни взрослого человека, но усту­пает учебной или трудовой деятельности.
  • учение - целесообразная деятельность по усвоению знаний, умений, навыков, накопленных предыдущими поколениями. Занимает наибольший объём в общей деятельности человека в возрасте от 7 до 25 лет. Приобретение новых знаний, умений, навыков способствует становлению личности, формированию профессионала, готового к трудовой деятельности;
  • труд - направлен на достижение общественно-полезной цели, для него характерна практическая полезность, способность удовлетворять различные потребности людей. Трудовая дея­тельность направлена на преобразование природного мира и создание материальных благ.

В структуре трудовой деятельности (в узком смысле этого слова) выделяют:

  • сознательно поставленные цели - производство определённой продукции, переработка природных материалов, создание ма­шин и механизмов и др.;
  • предметы труда - те материалы (металл, глина, камень, пласт­масса и пр.), на преобразование которых направлена деятель­ность людей;
  • средства и орудия труда - все устройства, приборы, механиз­мы, приспособления, энергетические системы, при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда;
  • используемые технологии - приёмы и способы, применяемые в процессе производства.

Для характеристики трудовой деятельности обычно используют следующие параметры:

  • производительность труда - количество продукции, произве­дённой в единицу времени;
  • эффективность труда - соотношение материальных и трудовых затрат с одной стороны и полученных результатов - с другой;
  • уровень разделения труда - распределение конкретных произ­водственных функций между участниками трудового процесса (в масштабе общества и в конкретных трудовых процессах).

Характер требований, предъявляемых к участнику трудовой дея­тельности, зависит в первую очередь от конкретного содержания труда и места в системе разделения труда. Общие требования таковы:

  • работник должен владеть всеми приёмами и способами про­изводства, из которых складывается технологический процесс (требование профессионализма);
  • квалификация работника не может быть ниже того уровня, который определяется характером труда. Чем сложнее труд, тем выше требования к специальной подготовке участника трудо­вого процесса (требование квалификации);
  • от работника требуется безусловное соблюдение законов о тру­де и правил внутреннего трудового распорядка, соблюдение за­данных параметров производственного процесса, выполнение обязанностей, вытекающих из содержания трудового договора (требований трудовой, технологической, исполнительской, договорной дисциплины).

Деятельность человека - многогранное явление, поэтому суще­ствует большое количество критериев для её классификации (рис. 8).

Деятельность бывает:

^ В зависимости от субъекта: индивидуальной и коллективной.

^ По характеру: репродуктивной - творческой (вид деятельно­сти, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее).

^ По соответствию социальным нормам: законной - незаконной, моральной - аморальной.

^ По соотношению с общественным прогрессом: прогрессив­ной - реакционной, созидательной - разрушительной.

^ По сфере общественной жизни: экономической, социальной, политической, духовной.

^ По особенностям проявления человеческой активности: внеш­ней - внутренней.

Деятельность является главным условием формирования лично­сти. Процесс деятельности лежит в основе социализации индивида. Преобразуя окружающий мир, человек не только обеспечивает себя всем необходимым, но и самосовершенствуется, развивается. Вся история человеческого общества - это история деятельности людей.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kuroku.ru» — Удобрение и подкорм. Овощи в теплицах. Строительство. Болезни и вредители